Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
08.0908, «Ольвия-пресс», Тирасполь (печатается с сокращениями)
С момента признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии прошло десять дней. За это время многое случилось. На многие вопросы, которые оставались неясными в течение последнего времени, был дан ответ.
Когда-то американский журналист Джон Рид в своей замечательной книге писал о десяти днях, которые «потрясли мир». В какой-то мере это можно сказать и о событиях августа-сентября 2008 года – о признании двух кавказских республик и, особенно, о том, что предшествовало этому. Как сказал российский президент Дмитрий Медведев на заседании Госсовета РФ 6 сентября, мир стал другим. За последний год он уже дважды «становится другим» - первым переломным моментом было признание Косово 17 февраля.
Как и те революционные десять дней, которые описывал Джон Рид, события августа-сентября вывели Россию на новый уровень. Россия опять стала притягательным центром. Да, ей предстоит еще набирать силы и осваиваться в новом качестве. Но Рубикон (долгое время казавшийся таким пугающим) она перешла.
Сейчас ситуация в какой-то мере возвращается к тому, что было в советские времена. Вокруг России начинает группироваться международный блок. Реакция на действия Москвы в Южной Осетии стала в этом плане индикатором. Москву поддержали президенты Белоруссии, Венесуэлы, Кубы и Узбекистана, а также исламские движения – «ХАМАС» и «Хизбалла». Самым решительным оказался президент Никарагуа, лидер Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) Даниэль Ортега. Когда-то СССР помог сандинистам разгромить проамериканскую диктатуру Анастасио Сомосы. Теперь Ортега не только поддержал позицию России, но и первым из глав стран ООН объявил о признании Абхазии и Южной Осетии.
«Пророссийский» блок государств и политических движений пока выглядит довольно пестро. Но ведь это, скорее всего, только начало….
Один из итогов минувших десяти дней прямо касается Приднестровья. Оно не попало в «первую волну» признания. Однако получение Абхазией и Южной Осетией независимости изменит (и уже с самого начала изменило) характер дискуссий о приднестровском статусе. Раньше речь шла о четырех возможных вариантах: 1) автономии в составе Молдовы; 2) федеративном государстве Молдовы и Приднестровья; 3) конфедерации Молдовы и Приднестровья; 4) полном суверенитете ПМР. Сегодня первый вариант объективно исключается, а третий становится самым реальным (при условии, что его поддержит население республики). На фоне финала в Южной Осетии и Абхазии Приднестровье может рассчитывать как минимум на широкую федерацию или на конфедерацию.
Россия практически сразу дала понять, что уровень дискуссий по Приднестровью повышается и что молдавская сторона должна отказаться от некоторых своих подходов. 26 августа, как раз в день признания Южной Осетии и Абхазии, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Молдова и Приднестровье могли бы вернуться к «меморандуму Козака». Лавров даже сказал, что все к этому готовы. Потом, через несколько дней, правда, выяснилось, что Кишинев не готов. Премьер-министр Зинаида Гречаная во время своего визита в Чехию сказала, что «в нынешнем формате урегулирования план Козака неприемлем».
Сегодня в Москве позитивно отзываются о стремлении РМ урегулировать «приднестровский конфликт». Однако, несмотря на эти комплименты, России, видимо, придется еще немало убеждать Кишинев в том, что ситуация изменилась и что некоторые старые идеи неактуальны. Немало усилий придется приложить и для того, чтобы реализовать «план Козака». Против него выступят те же силы, что и в 2003 году.
Наибольшая дискуссия будет вокруг двух ключевых пунктов, с помощью которых Россия надеется влиять на внешнюю политику Молдовы и обеспечить себе гарантии невступления ее в НАТО. Это, напомним, право вето по политическим вопросам, которое может быть предоставлено Приднестровью, а также сохранение российского военного присутствия на постконфликтный период. Если по результатам урегулирования не будет этих двух пунктов, то, скорее всего, оно не сможет считаться успешным для России.
Некоторые западные дипломаты, в частности, спецпредставитель Евросоюза в РМ Кальман Мижей, высказывают мнение, что конфликт может быть разрешен еще до весенних парламентских выборов 2009 года в РМ. Это очень оптимистично. Судя по тому, что говорят сегодня молдавские политики (как коммунисты, так и оппозиционеры), ситуация в молдо-приднестровском урегулировании остается прежней. Точек соприкосновения нет. Переговоры могут идти еще очень долго, и не факт, что они дадут результат.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |