Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Дилемма-Независимость

«Зеркало»(Баку), 12.09.08

Р.Миркадыров

Президенты двух признанных Россией республик - Абхазии и Южной Осетии - озвучили свои планы относительно дальнейшего их статуса в присутствии премьера России Владимира Путина в ходе встречи с членами международного дискуссионного клуба "Валдай" в четверг в Сочи.

Южная Осетия намерена восстановить единство с Северной Осетией и войти в состав России, передали с пометкой "Молния" агентства "Интерфакс" и ИТАР-ТАСС, ссылаясь на слова главы Южной Осетии Эдуарда Кокойты. "Да, безусловно, мы войдем в состав России и не собираемся делать какую-то независимую Осетию, потому что исторически так сложилось, наши предки сделали этот выбор", - сказал Кокойты. Отметим, что Конституция РФ не препятствует принятию Южной Осетии в состав России.

Как отметил Кокойты, западные эксперты предлагали Южной Осетии уговорить Северную Осетию выйти из состава России. "Нам предлагали в свое время, особенно западные эксперты и политологи, чтобы мы уговорили Северную Осетию выйти из состава России. Нам обещали даже признание раньше, чем Косово, если мы убедим Северную Осетию выйти из состава России", - сообщил Кокойты.

Это заявление главы ЮО распространили все мировые агентства, но позднее "Интерфакс" передал, что в интервью агентству Кокойты дезавуировал свое собственное заявление, заявив, что его "не так поняли", и его республика не собирается отказываться от своей независимости и входить в состав России. "Видимо, меня неправильно поняли. Мы не собираемся отказываться от своей независимости, доставшейся нам ценой колоссальных жертв, и Южная Осетия не собирается входить в состав России", - сказал он.

"Многие в Южной Осетии говорят об объединении с Северной Осетией в составе России, и никто не может запретить высказывать подобные мысли. Но Южная Осетия не собирается входить в состав России", - подчеркнул он, пояснив, что планирует "более тесные отношения с РФ путем вхождения ЮО в состав союзного государства России и Беларуси".

Президент Абхазии оказался более последовательным. "Ассоциированное членство в РФ - вопрос сегодня так не стоит. Вопрос стоит о независимой Республике Абхазия. Никаких претензий, и Россия это заявляла, она не имеет и ничего отторгать не хочет", - заявил "президент Абхазии" Сергей Багапш.

Однако в ближайшее время республика намерена подать заявку на участие в союзном государстве Россия-Беларусь. Также не исключена возможность присоединения Абхазии к СНГ и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Абхазский лидер также сделал ряд заявлений о территориальных спорах с Грузией и о развитии экономики республики в условиях независимости.

Он подтвердил, что на днях Абхазия и Южная Осетия подпишут с Россией договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. По его словам, это будет основополагающий документ, после которого будут заключены дополнительные соглашения между различными министерствами и ведомствами. "Я думаю, что после подписания необходимых соглашений и документов с Россией мы будем делать заявку на участие в союзном государстве Россия-Беларусь", - сказал Багапш. "Но это будут решать те, кто там сейчас находится", - добавил он.

"Президент" также указал, что Абхазия не претендует "ни на один квадратный метр грузинской земли". "Но и свою территорию мы никому не отдадим", - подчеркнул он, отвечая на вопросы журналистов. Багапш уточнил, что эта позиция республики относится как к Гальскому району, так и к Кодорскому ущелью, которые являются приграничными районами. Он напомнил, что во время вооруженного столкновения с грузинской стороной они "вышли на реку Ингури, но отошли обратно, на свою территорию".

Между тем в начале этой недели глава МИД РФ Сергей Лавров заявил в интервью телеканалу "Россия", что вхождение Абхазии и Южной Осетии в состав ОДКБ юридически невозможно. "Это в правовом плане невозможно, хотя бы потому, что членами ОДКБ являются государства, и надо быть государством, которое признается всеми членами той или иной организации, чтобы получить членство", - сказал Лавров.

Комментируя перспективы признания независимости Абхазии и Южной Осетии другими государствами, министр отметил, что этот процесс будет неспешным. "Есть целый ряд причин, и можно о них говорить, но думаю, что все понимают, что каждая страна принимает решение о признании самостоятельно. Признание - это индивидуальный акт каждого отдельного государства, а не некая коллективная процедура", - сказал он.

В ОДКБ входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Таким образом, министр иностранных дел России, по сути, признал, что большинство стран, входящих в ОДКБ, то есть ближайшие союзники Москвы, не собираются признавать независимость Южной Осетии и Абхазии.

А Вашингтон негативно воспринял сообщения о планах дислокации в Абхазии и Южной Осетии российских военнослужащих и обвинил Москву в нежелании выводить подразделения с прилегающих к этим республикам территорий Грузии. Напомним, что тот же С.Лавров накануне заявил, что военные РФ останутся в Абхазии и Южной Осетии по просьбе законно избранных руководств.

"Эти ребята пытаются при каждом удобном случае уклониться от обязательств, на которых их президент поставил свою подпись", - заявил пресс-секретарь Госдепартамента Шон Маккормак на брифинге в Вашингтоне. Госдепартамент критически воспринял решение разместить по 3,8 тыс. российских военнослужащих в Абхазии и Южной Осетии, сообщает "Интерфакс". "Это, конечно, будет нарушением соглашения о прекращении огня, подписанного в августе", - утверждал Маккормак. Россия должна подчиниться международным обязательствам, которые она на себя взяла, добавил он. "Русские должны уйти из Грузии и перестать искать оправдания, чтобы отказаться от этого", - сказал высокопоставленный дипломат.

Однако анекдот дня подоспел от "президента" России Дмитрия Медведева. Агрессия Грузии и ее продолжающаяся милитаризация ставят задачу перевооружения вооруженных сил РФ в число приоритетных, заявил президент РФ Дмитрий Медведев на совещании в Кремле, посвященном проблематике вооруженных сил РФ.

"Мы должны сконцентрироваться на вопросах переоснащения вооружений. Вне всякого сомнения, на эти решения повлияет и кризис на Кавказе, агрессия Грузии и ее продолжающаяся милитаризация - это ставит задачу, которую я сейчас сформулировал, в число высших приоритетов государства", - заявил Медведев.

Президент РФ отметил, что совещание посвящено тематике развития вооруженных сил и, прежде всего, приобретению новых видов вооружений, а также в целом проблематике модернизации ВС РФ на ближайшие годы. "Нам нужны современные, эффективные вооруженные силы, и это одна из ключевых задач государства", - подчеркнул Медведев.

Он напомнил, что некоторое время назад было принято специальное решение о существенном повышении денежного довольствия для лучших офицеров, которые находятся в частях постоянной готовности, и теперь настала пора сконцентрироваться на вопросах переоснащения армии. "Мы будем проводить учения, осуществлять визиты, причем будем заниматься этими мероприятиями не только в РФ, но и в странах-партнерах по ОДКБ, мы будем заниматься этими вопросами и с другими государствами, которые хотят расширения военного и военно-технического сотрудничества с РФ", - сказал Медведев. Он напомнил, что принял решение об осуществлении полета российской стратегической авиации в Венесуэлу по приглашению руководства этого государства.

Одним словом, получается, что не Иран с его ядерными амбициями, а крошечная Грузия, которая была разгромлена российскими войсками почти за считанные часы, заставляет Россию начать активно перевооружаться. Анекдот да и только...

А по поводу заявлений Кокойты остается только отметить, что его российским инструкторам необходимо вовремя корректировать "президента" независимой Южной Осетии. А то он по простоте душевной режет правду-матку и раньше времени раскрывает планы Москвы по формальной аннексии Южной Осетии, то есть международно признанной территории суверенной Грузии.

А сейчас о серьезном. Некоторые азербайджанские горе-политики и политологи в последнее время стали утверждать, что можно использовать российскую карту в собственных интересах. Все очень просто. Необходимо, как то предлагал председатель правления "Газпрома" господин Миллер, продать весь свой газ России и отказаться от политики интеграции в евроатлантическое пространство. Вот тогда Россия вернет Азербайджану Нагорный Карабах.

В принципе российские политологи, да и политики, близкие к Кремлю, открыто заявляют, что если Азербайджан возьмет курс на интеграцию в НАТО и будет ставить шпильки в реализацию политики Москвы, суть которой заключается в установлении полного контроля над маршрутами транспортировки энергоресурсов из Каспийского бассейна на мировые рынки, то нам стоит забыть о Карабахе. А вот в противном случае в Кремле еще могут подумать, намекают эти политики и политологи. То есть, как бы предлагается дилемма - интеграция в НАТО, газовые интересы или же Карабах.

В краткосрочной перспективе, на первый взгляд, если следовать предложенной Россией схеме, это может принести определенные дивиденды правящей элите.

Во-первых, освобождение оккупированных Арменией территорий, сохранение территориальной целостности, то есть в чисто формальном виде все это можно представить обществу как великую победу.

Во-вторых, хотя бы на первых порах изменение внешнеполитической ориентации можно будет представить продолжением сбалансированной политики и оправдать национально-государственными интересами, экономической выгодой. Кроме того, можно будет сослаться на усиление роли и влияния братской Турции, которая, опять же, скорее всего, выступит гарантом соблюдения интересов Азербайджана.

В-третьих, безусловно, ныне правящей элите намного комфортнее быть в компании с Россией и Турцией, которые, по разным причинам, не требуют от нас соблюдения принципов демократии и прав человека.

Однако не все так просто. Начнем с того, что нам по сути предлагают купить "кота в мешке". То есть, мы должны сегодня, сейчас отказаться от политики интеграции в евроатлантическое пространство, от проекта НАБУККО, а потом ждать, когда же Россия соизволит вернуть нам Карабах. Как в "Двенадцати стульях" - "утром стулья - вечером деньги, вечером стулья - утром деньги". То есть, как и герои "Двенадцати стульев", Россия хочет оставить за собой возможность нас "кинуть".

Тем более, что эта возможность России может пригодиться. Ведь нельзя же вообще не учитывать интересы Армении, которая является форпостом России на Южном Кавказе. А то она может вместе с Грузией "уплыть" в евроатлантическое пространство. Так что любые инициативы России по урегулированию карабахского конфликта, скорее всего, будут блефом.

Далее, на деле дилемма, предлагаемая Россией, звучит совсем иначе - Карабах или незавиcимость. Дело в том, что, лишившись поддержки Запада, Азербайджану будет некуда деться. Рано или поздно придется войти в ОДКБ. А ОДКБ Россия постепенно превращает в военно-политичеcкий союз по типу бывшего Варшавского договора. То есть всех членов ОДКБ, в лучшем случае, ждет судьба сателлитов, вассалов России. Любое неповиновение в рамках этого формата, рано или поздно, будет караться. Одним словом, мы может стать свидетелями еще не одного "черного января" или же "пражской весны".

Таким образом, и в Ереване, и в Баку должны осознать, что сегодня речь идет не только и даже не столько о Карабахе, а о сохранении государственной независимости двух этих стран. Кроме того, надо помнить, что комфорт, о котором речь идет выше, не гарантирован. Проблема заключается в том, что в Роcсии не любят богатых партнеров. Их просто уничтожают. У них вокруг все должны быть нищие. Ведь богатые склонны к самостоятельности.

И, наконец, надежды на Турцию, если ставится цель разыграть российскую карту, не оправданны. Дело в том, что Турции самостоятельно без поддержки Запада уж точно не удастся построить долгосрочные и равноправные отношения с Россией. Рано или поздно придется чем-то жертвовать. Тогда все забудут лозунг "Одна нация - два государства" и Анкара вынуждена будет "со слезами на глазах" сдать нас...

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ