Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

  Платформа мира или " место под солнцем"

23.09.08

Руслан Харабуа, ст. н. сотр. Отдела Закавказья Института стран СНГ

В период трагических событий и сразу после завершения боевых действий в Южной Осетии Турция и другие государства мира стали выступать с различными инициативами по укреплению мира и стабильности в регионе Южного Кавказа.

Особую активность в этом развила Турция, которая не прочь заявить о себе как о сильной региональной державе, стремящейся завоевать своё "место под солнцем" и прочно занять лидерство в исламском мире. И действительно, если не она, тогда кто?

Как ни странно, Михаил Саакашвили, своими действиями, ускорил процесс, позволивший Турции выступить уже в новом качестве, в качестве серьезного связующего звена. Как заявил комиссар ЕС по расширению Олли Рен, кризис в Грузии существенно повысил стратегическую важность Турции на Кавказе. Он также охарактеризовал страну, как мост между Европой и исламским миром, отметив, что она помогает налаживанию отношений между Израилем и Палестиной. "Говоря другими словами, все, что произошло за последние недели, повысило значимость Турции для Европы", - подчеркнул Рен.

Кроме того, о серьёзном стремлении Турции в желании утвердиться в качестве ре-гиональной сверхдержавы, говорит и тот факт, что официальная Анкара, в ближайшее время, намерена заявить о своём желании стать членом Совета безопасности ООН.

Руководство Турции, в лице премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, выступила с инициативой создания платформы мира и стабильности на Кавказе, объединяющей пять стран. Впервые свою инициативу он озвучил в Москве, где провел встречу с президентом России Дмитрием Медведевым, после чего были проведены предварительные переговоры с Грузией и Азербайджаном. Официальный Баку с настороженностью отнёсся к предложению Турции, но впоследствии министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров заявил о том, что следует вынести обсуждение Платформы «Кавказского Союза» в ООН". Более того, он назвал значимым инициативу "создания «Кавказского Союза» с точки зрения пополнения образовавшейся после событий в Грузии пустоты в регионе". Турецкое руководство незамедлительно воспользовалось таким предложением и решило, что ей уже давно пора стать членом Совбеза ООН. И уже в ближайшее время власти Турции намерены озвучить свое желание на Генассамблее ООН.

Кроме того, в формате "пятерки" президент Турции Абдулла Гюль, в Ереване, провёл, очень важные, для региона, как для Турции, так и для Армении переговоры с президентом Сержом Саргсяном. Налаживание взаимоотношений между двумя странами, происходит на фоне возросшего напряжения на Кавказе. Естественно, темы, обсуждаемые на встрече, относились, не только к вопросам двухстороннего сотрудничества, но и к проблемам, требующих незамедлительного решения, связанных с вопросами снижения уровня напряженности в регионе в целом и создание платформы безопасности на Кавказе.

В свою очередь, инициатива Турции, рассматривается Арменией, через призму нагорно-карабахского конфликта. И, по мнению армянской, стороны, во избежание войны, необходимо подписание соглашения, которое исключит возможность решения карабахской проблемы военными методами.

Между тем, вопрос реализации "кавказской пятерки" присутствовал почти с первых дней после распада СССР и формирования независимых государств на Южном Кавказе. В первый раз инициативу создания "кавказской платформы" озвучил президент Турции Су-лейман Демирель, однако в связи с достаточно натянутыми отношениями с Ереваном по карабахскому вопросу, инициатива Анкары не увенчалась успехом. Затем, в период правления Хатами, эстафету у Анкары перенял Тегеран, который также обратился к государствам Закавказья и Москве с подобной инициативой в формате "3+3", однако также безуспешно.

Для обеспечения стабильности и безопасности на Кавказе Турция предложила, чтобы 5 стран региона - Армения, Азербайджан, Грузия, Турция и Россия подписали соответствующий договор. По утверждению официальной Анкары, это важный механизм, который позволит- закрепить сотрудничество между 5 соседствующими странами, в особенности в сфере экономики и в результате взаимовыгодных связей создать атмосферу безопасности.

Стремление Турции проводить собственную, независимую политику в регионе, проявляется все более четко. Официальная Анкара уже продолжительное время проявляет себя как единица, способная выстраивать свою политическую линию, которая, на её взгляд, соответствует интересам Турции.

Не исключено, что, амбициозные планы турецких политиков, относительно создания платформы, каким-то образом, связаны с некогда былым могуществом Османской империи. Скорее всего, осуществление планов создания Платформы безопасности на Кавказе, это часть определенного сценария, связанная с возрождением былого господства или же, по крайней мере, завоевания ключевых позиции в регионе.

В то же время, руководство Турции осознаёт, что в осуществлении подобного плана без участия другой мощной державы в регионе не обойтись.

Выступая инициатором создания Платформы безопасности на Кавказе, в независимости от истинных причин, Турция, несомненно, обеспокоена сложившейся нестабильной ситуацией на Кавказе. В свою очередь, подобное положение, возможно впоследствии, не позволит, ей стать одной из лидирующих держав в регионе. Соответственно, Турция предпринимает активные действия и создавшуюся ситуацию намерена максимально использовать для её утверждения, как основного участника мирного процесса на Кавказе. Вероятно, предложение Турции, относительно создания системы безопасности на Кавказе, усилит влияние Анкары в регионе.

Правила игры, закрепленные Вестфальской системой, в которую неоднократно вносились дополнения, изменения другими системами, уже в 21 веке, практически пришли в окончательный упадок. Сама Турция, за весь предшествовавший период подписания Вестфальской мирной системы, значительно утратила свои позиции. В то же время, она не сомневается в своём региональном величии, но вместе с тем испытывает на себе влияние множественных процессов протекающих в мире, в том числе и в регионе. С учётом всех этих неоднозначных процессов, официальная Анкара, проводя независимую политику, не может не считаться с возникающими глобальными изменениями.

Руководство Турции приходится прилагать усилия, направленные на сохранение полноты суверенитета. Складываются весьма непростые взаимоотношения с организацией НАТО и в первую очередь с основным её участником США. Турция намеренно избрала курс, направленный на приобретение большей свободы и независимости от всевидящего "ока большого брата". В последние пять лет Турция неоднократно принимала своевольные решения, которые не вызывали особого восторга у основного патрона Турции, США. Например, отказ Турции в 2003 открыть важный коридор для армии США во время войны в Ираке, отказ турецких властей, на начальном этапе, пропустить суда американского военно-морского флота через находящиеся под ее юрисдикцией проливы в Черное море. Кроме того в отношениях между странами существуют разногласия по курдскому вопросу. Уровень доверия турецкой общественности к американцам, по сравнению с предыдущим периодом, существенно снизился, согласно данным Pew Research Center, США доверяют около 12% населения Турции. Возможно, турецкая инициатива о создании новой системы региональной безопасности на Кавказе мотивирована нежеланием Анкары допускать усиления американского присутствия в регионе.

Не удивительно, что американская сторона высказала своё некоторое неудовольствие устами заместителя помощника госсекретаря США, посредника в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликты Мэтью Брайзы, который признал, что был удивлен этим предложением турецкой стороны. "Мы не были проинформированы о том, что это произойдет" - отметил Брайза, заявив, что "США имеют в лице Турции партнера на Кавказе". "Я полагаю, что мы можем и далее тесно работать вместе с нашим союзни-ком тем более, что имеем с ним общие интересы", - заявил он.

В то же время турецкие власти не оставляют попыток вступления в Евросоюз. Однако на данном этапе все её старания безуспешны. И пока Анкара не член Евросоюза, США и Турция находятся в прочной связке, и Вашингтон продолжает оставаться основным союзником Турции в регионе.

Между тем, не следует забывать о сложных явлениях происходящих внутри страны. После избрания президентом Турции Абдуллы Гюля в правящей элите страны обострилась борьба двух политических течений - сторонников правящей партии "Справедливость и Развитие" (ПСР), выступающих за исламизацию государства и их противников, защищающих постулаты светского государства в Турции.

И на фоне всех этих существующих противоречий и разногласий, премьер-министр Турции стремится осуществить действия направленные на упрочение позиции его страны как внутри нее, так и за её пределами.

В свою очередь, другая региональная держава в лице Ирана, не прочь перехватить инициативу у Турции и предлагает свой вариант урегулирования ситуации, ведь Иран, как и Турция, остаётся одним из основных и серьёзных игроков региона и без его участия, витающая идея о мирном Кавказе, практически нереализуема.

Тегеран не скрывает, что всерьёз озабочен вопросами безопасности и предпринимает меры направленные на стабилизацию обстановки в регионе Кавказа. Иран резко активизировался и намерен играть более заметную роль в делах региона. Руководство Ирана предложила всем заинтересованным сторонам трансформировать турецкие предложения по “Кавказской платформе” с формата “2+3” (Турция — Россия — страны Закавказья) в формат “3+3” с включением в этот процесс Тегерана.

Вместе с тем официальный Тегеран не утаивает того, что готов приложить усилия с целью недопущению в регион «чужаков», тех кто, по их мнению, не имеет отношения к вопросам Кавказа. Как отметил глава МИД Ирана Манучехра Моттаки: "мы убеждены в необходимости предотвратить вмешательство иностранных держав в дела кавказского региона". Иранская сторона не сомневается в том, что применение силовых методов и участие "нерегиональных держав" не смогут "обеспечить интересы региона". Кроме того по мнению Тегерана, именно Запад стремится дестабилизировать ситуацию в регионе, так как он "играет очень важную роль с точки зрения энергоресурсов".

Неспроста, в последнее время Тегеран весьма активно проводил дипломатическую работу. Состоялись переговоры с российской, азербайджанской, немецкой сторонами по вопросу безопасности и стабильности в кавказском регионе. Не осталась в стороне Армения. Министр иностранных дел Армении посетил с официальным визитом Тегеран, где провел переговоры с руководством Ирана. По всей вероятности действия Тегерана, в принципе, как и действия Турции, направлены на сохранение своего ключевого статуса и приобретение доминирующего положения в регионе. В то же время, не исключено, что Иран опасается каких-либо закулисных переговоров и договорённостей, которые впоследствии смогут помешать стране в осуществлении его ядерных замыслов и не только.

Между тем не стоит сбрасывать со счетов Южную Осетию и Абхазию и вести речь о миротворческом процессе без совместных действий с Южной Осетией и Абхазией. После признания Россией Абхазии и Южной Осетии и подписания договоров о дружбе и сотрудничестве, идея мирного Кавказа не потеряла своей актуальности. Вместе с тем, вновь возникшие обстоятельства существенным образом изменили политическую картину в регионе в целом. Предложение официальной Анкары о создании Платформы безопасности на Кавказе изначально предназначалось для существовавших ранее стран Кавказа – России, Грузии, Армении, Азербайджана. Однако на данном этапе в регионе уже не 4 государства, а 6 государств. Без участия двух последних, Абхазии и Южной Осетии, решение вопросов связанных со стабильностью на Кавказе так и останется инициативной Турции обсуждаемой, но не имеющего реального претворения в жизнь.

С другой стороны, возможно, что Абхазия и Южная Осетия не станут подключаться к процессу мирного строительства и передадут все свои полномочия, относительно ведения переговоров на тему мира на Кавказе, России. В то же время надо оставаться реалистом, и понять, что сама Турция навряд ли пожелает вести переговоры с новыми странами Кавказа. Было бы странно, если в одном ряду с ней не оказались бы Азербайджан и Грузия, страны не желающие признавать Абхазию и Южную Осетию.

Кроме того Грузия не будет способствовать реализации плана Турции. Её хозяева уже высказали своё отношение к мирным инициативам, и соответственно Платформа мира, так или иначе «зависнет» на уровне Грузии, что не позволит Турции осуществить свою вожделенную мечту выступить в роли одного из миротворцев. Грузия готова реагировать на мирные инициативы Турции только в одном случае - если претвориться в жизнь её идея о некой территориальной целостности.

Представим, что будут преодолены эти препятствия, однако сохраняется ещё одно очень серьёзное препятствие, связанное с урегулированием нагорно-карабахского конфликта. И Армения и Азербайджан считают, что все инициативы по восстановлению на Южном Кавказе мира и безопасности проходят только через урегулирование взаимоотношений между Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Баку и Ереван рассчитывают на то, что инициатива турецкой стороны поможет им решить вопрос Карабаха.

Между тем решение проблемы, установление мира на Кавказе, возможно, лежит в плоскости взаимоотношений России и Турции. Активизировав свои усилия в деле установления мира на Кавказе, турецкая сторона, изначально обратила свои взоры на Россию, которая, по мнению руководства Турции, имеет решающее и единственное правильное решение. В частности, именно в Москве премьер-министр Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган впервые заговорил о турецкой региональной инициативе - платформе стабильности кавказского региона. Кроме того при посредничестве России Анкара начала налаживать контакты с Ереваном. В свою очередь, Турция могла бы посодействовать началу переговоров с очень неудобным партнёром – Тбилиси.

Впрочем, не стоит обольщаться и рассчитывать на скорое нахождение приемлемой формы мирного строительства на Кавказе. Для положительного решения подобной нелёгкой задачи понадобится длительное время.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ