Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
25.09.08
Владислав Лосев
За последнее время Александр Лукашенко принял участие в двух масштабных пропагандистских мероприятиях. Во-первых, 8 сентября состоялась встреча белорусского президента с представителями российских региональных СМИ, где он усиленно заверял аудиторию в своей неизменной любви и преданности России и нещадно бичевал «щелкоперов», обвинивших руководство Белоруссии в не выполнении союзнического долга.
«Придумывают определенные небылицы, теперь, к примеру, инсинуации вокруг событий в Южной Осетии, Абхазии. Объявили вдруг Россию страной, у которой нет союзников, нет друзей. Прямо скажу, пусть не переживают эти «радетели» о судьбах земли Русской. Беларусь была, есть и будет союзником братской России. Свои обязательства мы свято соблюдаем. Наша страна в числе первых оказала помощь пострадавшим народам, мы четко выразили солидарность с позицией России, которая спокойно, в то же время быстро и эффективно принудила агрессора к миру. Мы выступили с инициативой выработать действенную единую позицию государств – участников организации Договора о коллективной безопасности по ситуации на Кавказе. И в той информационной войне, которую Запад развернул против России, Беларусь активно проводит политику всесторонней и последовательной поддержки своего стратегического союзника» .
Трудно сказать насколько российские журналисты поверили словесным излияниям Александра Лукашенко, тем более что это действо происходило спустя всего месяц после войны на Кавказе и широко известно, что официальный Минск в то время никак не проявлял союзнических чувств к России и в лучшем случае занимал позицию стороннего наблюдателя.
Хотя даже сторонняя позиция белорусской власти вызывает сомнение, так как фактически официальный Минск морально был да и, пожалуй, остается на стороне Тбилиси. Чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть газету Администрации президента РБ «Советскую Белоруссию» за период боевых действий и последующих дней. «Главная газета страны» в своих публикациях ставила в один ряд грузинских агрессоров и российских солдат, спасших югоосетинский народ от уничтожения. И поэтому в развернувшейся антироссийской информационной войне, по крайней мере, «Советская Белоруссия» «воевала» на стороне противников России.
Вторым пиар-действом, состоявшимся спустя десять дней, 18 сентября, и рассчитанным уже на западного потребителя было интервью Александра Лукашенко двум западным газетам – «Файнэншл таймс» (Великобритания) и «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» (Германия). В этом случае президент РБ пытался предстать этаким европейцем, который является бастионом против империалистического Востока. При этом Лукашенко с гордостью подчеркнул, что вызывает недовольство в Москве, до сих пор не признав независимость Южной Осетии и Абхазии. После чего сделал довольно странное заявление: «Не приведи Господи, если Россия попытается пойти на подобные шаги в отношении Беларуси. При таком невообразимом развитии событий у Европы будет полное право противостоять России, не ограничивая себя в методах и средствах давления».
Что имел ввиду белорусский лидер понять довольно сложно, так как на территории Белоруссии не существует этнических анклавов, населенных российскими гражданами да к тому же еще и враждебно настроенных к центральной власти в Минске.
Теоретически подобной проблемной зоной в принципе может стать Гродненская область, в которой компактно проживают несколько сот тысяч этнических поляков. Однако, если они и будут когда-либо стремиться выйти из состава Республики Беларусь, то явно не в восточном направлении.
Очевидно, данный пассаж Лукашенко призван сделать Запад более сговорчивым на предмет признания итогов парламентских выборов, так как именно в этом случае (по крайней мере, так следует из контекста) официальный Минск будет готов присоединиться к антироссийским действиям США и Евросоюза. В любом случае Лукашенко очень нервничает, так как полагает, что признание Западом выборов позволит ему остановить неуклонное сползание в кризис белорусской экономики.
Поэтому он фактически начал шантажировать западные столицы. Так, выступая 20 сентября на республиканском празднике урожая «Дожинки», Александр Лукашенко заявил, что если Запад не признает итоги парламентских выборов, то белорусские власти прекратят с ним все разговоры.
«Мы заинтересованы в том, чтобы наш новый парламент был признан на международной арене. Но это не самоцель. На четвереньках ползти и проситься в общеевропейский дом мы не будем. Если же Европа нас не примет, то, мы сможем заместить наши отношения, в первую очередь в экономике, отношениями с такими государствами как Венесуэла и Иран».
Таким образом, спустя девять лет после начала строительства Союзного государства и заключения соответствующего белорусско-российского договора официальный Минск, презрев по сути союзнические обязательства, пытается навязаться геополитическим соперникам России в качестве «нового друга».
И вывод из этого следует довольно простой: так называемый «единственный» союзник России – липовый! На самом деле на территории СНГ нет ни одного государства (исключение составляют лишь Южная Осетия и Абхазия), о котором можно было бы сказать, что его и Российскую Федерацию связывают прочные союзнические отношения.
В этих условиях особую актуальность приобретает укрепление и развитие такого глобального сообщества как Русский мир, несущей конструкцией которого призваны стать десятки миллионов живущих вне современной России соотечественников.
В то же время в законодательстве Российской Федерации до сих пор отсутствует приемлемое определение понятие соотечественника. Именно эта тема стала одной из главных на состоявшейся 20-21 сентября в Минске Второй белорусской республиканской конференции российских соотечественников. И это естественно.
Ведь если следовать статье 1 (пункт 2) действующего закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», то получается, что грузинские вояки, творившие преступления в Южной Осетии, мирные жители Цхинвала и русские солдаты, защитившие югоосетинский народ относятся к категории российских соотечественников. Ведь все они (или большинство из них) были когда-то гражданами СССР.
Еще одним серьезным недостатком действующего закона является положение, исключающее из числа российских соотечественников всех «потомков лиц титульных наций иностранных государств» (статья 1, пункт 2).
Несомненно, что подобная формулировка справедлива в отношении Таджикистана, Узбекистана или Молдавии, но ее никак нельзя признать приемлемой касательно Украины и Белоруссии. Ведь если ее оставить без изменения, то уже в ближайшем будущем мы оттолкнем (хотя бы юридически) от России миллионы молодых белорусских и украинских граждан, которые как раз-то и должны стать опорой (если угодно, «тканью») Русского мира в этих восточнославянских государствах.
В конце концов, великороссы, белорусы, малороссы (украинцы) и русины есть ветви одного великого русского (восточнославянского) этноса и закон о соотечественниках, несомненно, должен исходить из этого. И никому не позволительно эту общность разрушать ни исходя из так называемой политической целесообразности, ни из-за банального невежества или глупости некоторых политиков, ни по какой-либо иной причине.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |