Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
30.09.08
Александр Фадеев, зав. отделом Белоруссии Института стран СНГ
28 сентября завершились выборы в Палату представителей Национального собрания РБ и их основные итоги были вполне предсказуемыми. Все действо ограничилось одним туром, в результате чего депутатский корпус нижней палаты белорусского парламента был сформирован исключительно за счет лояльных власти кандидатов. Ни одного оппозиционера, включая представителей «конструктивной» оппозиции, в Палате представителей четвертого созыва не оказалось. Заметим при этом, что в прежнем составе ПП были депутаты, имевшие свою позицию по ряду вопросов, расходившуюся с официальной. Однако даже эти умеренные в своей оппозиционности депутаты не были переизбраны.
Традиционно белорусские выборы были положительно оценены международными наблюдателями из стран Содружества, от российского Федерального собрания и Центризбиркома России, структур Союзного государства. Председатель ЦИК России Владимир Чуров, в частности, дипломатично отметил, что нарушений избирательного кодекса замечено не было, выборы «в целом показали свободное волеизъявление граждан».
Наблюдатели от ПА ОБСЕ, БДИПЧ ОБСЕ, отметив прогресс в организации властями демократических и открытых выборов, в своем большинстве ушли от признания выборов в Белоруссии полностью свободными, демократичными и соответствующими принципам ОБСЕ. Госдепартамент США поспешил выразить свое разочарование ходом избирательной кампании, которая, по его мнению, не соответствовала международным стандартам, упрекнул белорусские власти в том, что процедура подсчета голосов не была прозрачной.
Несмотря на полярно противоположные оценки состоявшихся парламентских выборов, следует подчеркнуть главное – при сложившемся в Белоруссии политическом режиме они и не могли пройти по-другому. После завершения формирования Совета республики Национального собрания, что произойдет в ближайшее время, в Белоруссии заработает обновленный парламент, который полностью вписывается в созданную президентской администрацией пирамиду власти. На вершине ее – глава государства, а цепь прохождения команд построена по строгому принципу «сверху – до самого низа». Поскольку институционально власть президента РБ неделима, то и Национальное собрание объективно выполняет вспомогательную роль, обслуживая законодательные инициативы администрации президента и, по согласованию с ней, правительства.
Парламентские выборы в очередной раз доказали, что по вопросам удержания и осуществления всех форм власти, включая законодательную, достижение какого-либо компромисса с государственно-политическим руководством Белоруссии, на что явно надеялись некоторые западные политики, невозможно. Действительно, в силу исчерпания внутренних ресурсов развития национальной экономики Минск сегодня остро заинтересован в снятии санкций и помощи Запада (масштабные инвестиции, новые технологии, допуск на рынки сбыта, гарантии суверенитета, решение проблемы энергозависимости от России). Но, несмотря на это, белорусская правящая элита пока не готова не только поступиться своими властными полномочиями и привилегиями, но и комфортом монопольного, декретного управления.
Вместе с тем нет никаких сомнений, что Евросоюз и США готовы при соответствующих шагах белорусского руководства, прежде всего связанных с выполнением им союзных обязательств перед Россией, закрыть глаза на нарушения, выявленные западными наблюдателями при проведении последних парламентских выборов в Белоруссии. Есть явные признаки того, что диалог Запада с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, начавшийся фактически в разгар избирательной кампании, продолжится и будет прямым, без посредничества слабой и расколотой белорусской оппозиции.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |