Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
www.ia-centr.ru, 11.09.08
В.Адилов
Предполагается, что важность создания образ Москвы для населения может базироваться на двух отправных точках: конструирование социально-культурных идентичностей как инструмента сглаживания возникающих этно-политических, экономических конфликтов и кризисов на территории столицы в помощь
В отличие от образа имидж занимает место между реальным и желаемым, между восприятием и воображением, искусственно расширяя восприятие данного объекта, но - в заданном направлении, поощряя воображение воспринимающего индивида, его «соучастие» в формировании имиджа.
Следует отметить, что специфика коммуникативного воздействия заключается ещё и в том, что реакция получателя информации контролируема. Сообщения создаются с учётом ожидаемой реакции населения. Думается, что образ города и государства никогда не остается постоянным. Для того, чтобы быть актуальным и отвечать на вызовы времени необходимо уточнять его параметры, наполнять новыми смыслами и ценностями. Россия стала стремиться к новому позиционированию себя в мире и в этой связи открываются новые возможности для коррекции образа Москвы. На наш взгляд, нужен общественный диалог о образе будущего России и Москвы. Он давно назрел. Негативный имидж России, который компенсируется профессиональными действиями Президента, требует корректировки. Выявив наиболее яркие черты образа страны и города, направления развития можно зафиксировать амбивалентность тенденций и определить, куда мы движемся. Будет ли Москва и впредь позиционировать себя как всемирную столицу «гламура» и «нового русского общества потребления»? Вернется ли Москва к России, утверждая толерантное, комфортное, социальное государство, способствующее минимизации противоречий в полиэтническом сообществе. Кроме того, технологический подход предполагает понимание идентичности москвича как самоотождествления со столицей, ее социально-культурным, политическим, гражданским обществом. В обращении к образу москвича есть и иной смысл. Дальнейший анализ образ столицы и горожан направлен не только на объективирование реальности, но и на концептуализацию заявленной позиции, ее описание сводится не только к фиксации того, что есть в реальных образах, но и моделирование будущего страны и столицы.
Предполагается, что важность создания образ Москвы для населения может базироваться на двух отправных точках: конструирование социально-культурных идентичностей как инструмента сглаживания возникающих этно-политических, экономических конфликтов и кризисов на территории столицы в помощь администрации города, использование этого инструмента в процессе самоидентификации и адаптации населения и мигрантов к происходящим городским процессам.
Можем предположить, что необходимость формирования имиджа столицы для населения стоит на пересечении нескольких переменных: с одной стороны, это социально-территориальная неоднозначность городского сообщества и потребность в поддержании стабильности системы существования и сотрудничества, а с другой, различное и неоднозначное культурное, ценностное, физическое восприятие города населением. Идентификационная дезориентация породила негативную идентичность, прогрессирующую ксенофобию, атмосферу эскалации межэтнической напряженности. Формирующиеся в этом пространстве этно-политические идентичности, трансформируют содержание политической культуры и обладают силой обратной связи с властными институтами.
«Для того чтобы произошло совмещение государственной и этнической идентичности, - утверждает Л. Н. Дробижева, - государство должно выстроить систему отношений, основанную на взаимопонимании и доверии. Этнонациональная российская идентичность совместимы и пересекаются в том случае, если и та и другая выражены в пределах нормы. Не этнический нигилизм и этнокультурная гомогенность, а интеграция на основе взаимодополняющих и совмещающихся ценностей, представляющих общие интересы. При такой модели общества каждый народ, этническая группы становятся заинтересованными в консолидирующем государстве.»
Российская, а также московская идентичность может быть успешно сформирована только на позитивной надэтнической основе, в рамках позитивно окрашенной социальной картины мира. Для этого необходим проект новой России и ее столицы, обеспечивающий становление позитивных стереотипов россиян.
Москва - центр социо-культурного сотрудничества, и наиболее приоритетной целью является формирование позитивного отношения к Москве со стороны внутренней и внешней общественности.
Москва стала стремиться не только к внутреннему, но внешнему позиционированию себя. В связи с этим стал проявляться интерес к социо-культурным ценностям, которые объединяют Москву многонациональную. Последствие ментального сдвига и интернационализации культурных систем влияют на политическую составляющую менталитета и восприятие окружающего мира, а также ставят на повестку дня необходимость уточнения собственной самоидентификации. В массовом сознании россиян сохранилось базовое ядро - ценностные установки, имеющие глубокие социо-культурные корни, которые в совокупности в дальнейшем сформировали проективный тип россиянина - москвича, обладающего автономностью мышления, незаурядными адаптационными способностями и культурной самобытностью. Несмотря на то, что в России произошла модернизация, преобразившая политический, социально-экономический ландшафт российского общества, осуществлена корректировка в форме подражательной модернизации институциональной системы. Поэтому проблема сохранения собственной идентификации стала в очередной раз. Подчеркнем, что особо актуально исследовать российское общество в переходные периоды, когда меняются институты и их функции, ценности, нормы и сами люди, что подчас сопровождается кризисом их идентичности и менталитета. Исследовать характер менталитета россиян - в период трансформации - значит, уяснить стержень изменений, что позволит прогнозировать будущее. На наш взгляд, в Москве должна быть создана целевая программа по корректировке образа столицы России, нацеленная не только на внешнюю, но и на внутреннюю общественность. И начинать её нужно с москвичей. Дать почувствовать, как в период спортивных побед нашей страны, а также «Сочи-2007», что мы все вместе можем победить, используя наши преимущества, сильные стороны, осмысленно подходя к позиционированию собственной уникальности в многонациональном обществе.
Особенно остро проблема развития мегаполисов стоит в современной России. Предпосылками к этому являются неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, социальные, политические и др. Россия постепенно становиться городской страной, а Москва - единственный город России, насчитывающий более 10 млн. человек. Поэтому изучение городского пространства Москвы остается одной из важнейших и актуальных проблем.
Стратегический проект позиционирования России может выступать как интеграционная основа национального возрождения России в глобализирующемся мире, способствовать положительной идентификации страны и столицы, формулировать ориентиры для нового поколения россиян и москвичей, предлагать реалистический образ многонациональной страны.
Образ города формируется для решения стратегических задач и должен постоянно корректироваться и наполняться разнообразными целевыми акциями, быть прагматичным, соответствовать изменяющейся ситуации; вызывать эмоциональный отклик. Адекватно воспринимаемый образ политического деятеля способствует взаимопониманию и толерантности, минимизации противоречий, обусловленных социо-культурными факторами.
Образ города маркирует регион и является признаком его сильной выраженности, устойчивости и соответствия определенным историческим политико-культурным, этническим особенностям. Историческая практика показывает, что образ города можно целенаправленно формировать и культивировать. Задача состоит в том, чтобы построить в определенной последовательности логическую цепочку взаимодействующих образов страны и ее столицы.
Москва сегодня, как и современное российское общество характеризуется сложностью внутрикультурных процессов и высокой степенью политической культуры. И социальное, и духовное пространство Москвы состоит из огромного многообразия субкультур, связанных с теми или иными группами населения, регионами. Особенно усилились процессы культурной дифференциации в последнее время, где выделились различные культурные субгруппы, по разному относящиеся к перспективам развития московского региона. Все это культурное многообразие являет проблему культурного пространства города Москвы, проблему национального самосознания, проблему духовного единства российского общества.
На мой взгляд, образ Москвы, воспроизводимый в публичном дискурсе и транслируемый средствами массовой информации, не соответствует социокультурной реальности. Он не отражает действительного разнообразия города уже сегодня и тем более расходится с тенденциями, указывающими на то, как будет выглядеть Москва завтра.
«Париж - не Франция, Франция - не Париж. Во многих странах есть города, которые подойдут под соответствующие определения. В России таким городом является Москва. В ходе недавнего опроса респондентам и экспертам было предложено ответить на вопросы, в чем же именно состоит отличие Москвы от других городов России и каково отношение к столице в нашей стране. Результаты опроса показали, что позитивное отношение к Москве базируется на ожидание перемен к лучшему. Респонденты акцентируют внимание на том, какие шансы этот город предоставляет индивиду.....Для многих Москва является единственной надеждой на финансовую стабильность и возможность роста. Многие считают, что Москва является воплощением всего лучшего в России. Все-таки одной из основных, базовых ассоциаций является богатство Москвы. Подавляющее большинство рядовых россиян и экспертов полагают, что москвичи живут лучше, чем остальные россияне. Богатство выглядит вызывающе на фоне жизни остальной страны. Один из важнейших источников плохого отношения россиян к Москве - это сложившийся в провинции негативный образ москвича.»
Сегодня вопрос состоит в том, чтобы скорректировать этот образ, привести его в соответствие с заявленным статусом и таким образом облегчить процесс выработки гражданской солидарности со стороны национальных меньшинств. Чувство принадлежности общему социальному и социо-культурному целому возможно только тогда, когда для его переживания не требуется подавлять чувства другого.
Субъективные факторы являются в определенной мере основой самовосприятия гражданами своей Родины, представлений их о своей столице, ее месте в мире и служат определенной психологической компенсацией. На наш взгляд, обозначение символических границ должно носить не только виртуальный характер, но опираться на улучшение реальных свойств объектов, традиционных ценностей, образцов для подражания. Работа должна вестись в двух направлениях: создание смысловых, содержательных структур образа и выявления средств формирования и продвижения образа. Образ страны и города - это знаковая модель, опосредующая представления о национальной общности и ее членах через доступные обыденному сознанию понятия и суждения. Образ похож на тот, что он отражает с некоторой субъективной точки зрения и отражает естественные символы страны.
Сознательное конструирование смысловых составляющих образа города предполагает развитие тех его реальных свойств и качеств, которые делают его привлекательным в стране и мире. Поэтому, сегодня вопрос состоит в том, чтобы осуществить корректировку образа города и страны, определить в каком положении находится имидж страны и города на данный момент и как воспринимается в интересующих нас регионах. Какой может быть стратегия такой коррекции? На наш взгляд следует выделить три момента.
Осуществить изменение символической политики, и, в частности, провести трансформацию информационного пространства.
С этой целью следует задуматься о создании телесериалов с положительными героями «нетипичной» наружности, а также с «нетипичными» именами. Эти герои, сопровождая культурную повседневность общества на протяжении многих месяцев, постепенно меняют представление общества о самом себе.
К тому же, рассматривая данную стратегию, необходимо заручится поддержкой государства и бизнеса по производству блокбастеров, с героями которых отождествляется молодежь. Влияние этих образов значительно.
Опыт бизнес-структур вполне может пригодиться в сфере продвижения желаемого образа города, использовать для этого можно различные форматы на радио, позволяющие услышать голоса недоминирующих групп.
В продвижении образа города должны учитываться факторы коммуникационного пространства. Для этого следует сделать регулярными циклы передач в СМИ федерального уровня, предметом которых являлась бы история «нерусской» Москвы - татарской, армянской, грузинской и т.д.
Стоит также обратить внимание, что дикторы и телеведущие, которые своей внешностью сигнализировали бы обществу, что оно является полиэтническим.
При разработке программы продвижения образа города следует учитывать структуру векторов коммуникации для обеспечения максимально точного донесения информации. Для этого можно использовать и рекламные плакаты на улицах, которые бы помогали преодолеть стереотипное представление о россиянине/москвиче как «лице славянской национальности»; календари, марки, стикеры, популяризирующие такие образы Москвы как, например, Соборная мечеть или Армянский переулок. Разумеется, с соответствующей сопроводительной информацией.; а также социальная реклама, нацеленная на пропаганду уважения к этнокультурному разнообразию.
Освоение символического пространства предполагает исследование реальных свойств образа города и продвижения его в публичное пространство. В этой связи особую значимость приобретает формирование дискуссионного поля, создание площадки для общественных дискуссий прежде всего, на телевидении которые позволили бы вывести проблемы, обсуждаемые в экспертном сообществе, в публичную плоскость.
Опираясь на историко-философский, культурологический, технологический подход осуществить воздействие на культурную среду, поддерживать мультикультурные коллективы, которые своим составом и содержанием своего творчества демонстрируют этнокультурную толерантность России и Москвы.
Технологично используя репутационный менеджмент, социально-рентабельную репутацию города осуществить специальные проекты по информированию публики о вкладе в российскую культуру писателей, поэтов, мыслителей, художников из нерусской среды.
Резюмируя и подчеркивая те достоинства, которые город предлагает миру следует популяризировать «этномузыку». В этом сегменте современной культуры обретается огромное количество талантливейших сочинителей и исполнителей - с удмурдской, татарской, тувинской, якутской идентичностью. Эта идентичность, между тем, прекрасно вписывается в российскую идентичность, способствует улучшению имиджа России и Москвы за границей.
В этой связи обеспечение процессов формирования, коррекции и трансляции образа России и Москвы должно быть сформировано в качестве приоритетного национального проекта.
Информирование отечественной и западной общественности о процессах, происходящих в России нуждается в целенаправленных, профессиональных действиях по формированию сбалансированного образа страны и ее столицы. «Многовековой образ России выстроенный на ее особости и духовном превосходстве над остальными нациями и народностями, в современном образе мира, лишенном вектора мессианства, оказывался направленным на самое себя и приобрел черты эмоциональной компоненты».
Образ России несет в себе эмоциональную нагрузку, совокупность символов, целей, ориентиров, целенаправленно воздействующих на общественное мнение как внутри страны, так и за рубежом. Это позволяет обозначить новый стиль жизни граждан и выработать новый собственный стиль поведения страны в публичном пространстве.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |