Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
www.24.kg , 12.09.08
Айзада Кутуева
Каждый год сотни тысяч учеников и студентов в Кыргызстане отправляются в школы и вузы, надеясь получить достойное образование. Соответствует ли оно веяниям времени? Какую оценку по пятибалльной шкале заслуживает система образования в республике? С этими вопросами ИА «24.kg» обратилось к своим респондентам.
Настя Климова, ученица 11 класса одной из средних школ города:
- Моя оценка – «два». Объясню, почему. Прежде всего, отмечу коррупцию, которая, наверное, никогда не будет искоренена. Помимо этого, конечно, сказывается нехватка учителей, учебных материалов. Уроки проводятся по устаревшим книгам. Огорчает и то, что сейчас сильно упал авторитет преподавателей. Состояние некоторых школ просто удручающее. Нет того, этого… Лучше спросите, что у нас есть.
Надежда Горохова, в прошлом преподаватель с 17-летним стажем:
- Я бы поставила оценку «3». Три балла ставлю за то, что работники образования в очень трудных условиях смогли сохранить то, что было накоплено еще при Советском Союзе. За то, что работают порой на одном энтузиазме, ведь зарплата учителей совершенно неадекватна их труду. А минусую два балла руководству системы - за кадровый провал и утерю института наставничества. Кроме того, стоит отметить и низкий профессиональный уровень молодых специалистов. Мои дети выросли и получили образование еще на базе старой школы. Именно поэтому они оказались конкурентоспособными. Нынешние ученики без репетиторов должных знаний не получают.
Абдыгул Чотбаев, депутат Бишкекского городского кенеша:
- Моя оценка «3». Ведь все познается в сравнении. Когда я учился, нам действительно давали знания, а учителя были заинтересованы, чтобы мы хорошо учились. Теперь же основной упор делается на сбор денег. При этом чем больше платишь, тем выше оценка твоих знаний. В свое время двойку я не смог бы исправить ни за какие деньги, а сейчас с помощью подношений это можно сделать запросто. Все это подталкивает учителей к использованию своего служебного положения для получения материальной выгоды.
Иса Омуркулов, депутат Жогорку Кенеша, глава комитета по образованию, науке, культуре и информационной политике:
- Я бы поставил «2» - по объективным и субъективным причинам. К первым относится нехватка средств на развитие образования, издание учебников и пособий, низкая техническая оснащенность школ. К субъективным можно отнести то, что за годы суверенитета система народного образования подверглась многочисленным негативным экспериментам, которые окончательно разрушили опыт, накопленный годами, и не внесли ничего нового. Повлияла на ситуацию и частая смена руководителей в данной сфере. Кроме того, не могу не отметить и тот факт, что в период выборов учебные заведения начинают заниматься несвойственным им делом, а именно агитацией за кандидатов от партий. Так было с «Алга, Кыргызстан!», а теперь и с «Ак Жолом». Ведь большую часть общественного мнения формируют именно учителя, которых заставляют работать агитаторами, а штабы выборов расположены чаще всего в зданиях учебных заведений. Все несогласные с такой политикой преподаватели подвергаются чистке, то есть увольняются.
Анатолий Иванников, заместитель министра образования и науки КР не ответил ничего, объяснив это своей постоянной занятостью. Сославшись на бесконечные совещания, он бросил трубку. Видимо, действительно для Анатолия Григорьевича этот вопрос показался крайне неудобным.
Абакир Мамытов, президент Кыргызской академии образования при Министерстве образования и науки КР:
- Ставлю оценку «3». Оценку «2» ставить не буду, так как основные параметры системы образования все-таки заданы правильно. Кроме того, структура, содержание, условия работы системы соответствуют мировым стандартам. Но, тем не менее, не могу наше образование оценить на «4» и тем более на «5», так как оно плохо финансируется, не хватает учебников, отмечается низкая квалификация преподавателей, а также маленькая заработная плата работников системы образования.
До 2000 года Кыргызстан был передовиком в сфере образования среди стран Центральной Азии. На различных встречах нашей системой интересовались, ведь, что скрывать, в той же Туркмении, Таджикистане уровень образования был низким, Узбекистан до сих пор остается закрытой страной, неплохая ситуация была в Казахстане, но даже они завидовали нам. Однако после 2000-го в республике наступил упадок. Наверное, это произошло из-за того, что правительство стало больше внимания уделять экономическому блоку. Помимо этого стоит отметить, что если первые 5 лет возле президента КР Аскара Акаева стояла научная интеллигенция, то потом ее сменили толстосумы. И мы просто перестали держать руку на пульсе времени. А теперь приходится завидовать Казахстану, который развивается бурными темпами.
Каныкей Семетеева, мать школьницы:
- Моя оценка «3». На что учат, то и ставлю. Из-за плохого преподавания моя дочь теперь не любит читать художественную литературу. Школа утратила былую духовность. Отсюда и все беды. Учителя, замотанные бытовыми проблемами, просто перестали уделять должное внимание ученикам. Я все понимаю, жизнь стала очень тяжелой, но раз ты работаешь в школе, то должен помнить, что работаешь с особым материалом - детьми. Ведь для многих школьников, особенно младших классов, преподаватели являются своего рода идеалом, которому они стараются подражать.
Асия Сасыкбаева, глава правозащитного центра «Интербилим», в прошлом директор средней школы № 47 города Бишкека:
- Ставлю слабенькую троечку. Естественно, на мою оценку влияет нехватка учителей самых востребованных предметов, что сказывается на учебной базе. Кроме того, оставляет желать лучшего профессорско-преподавательский состав. Плохая ситуация и с обеспечением учебниками, раздаточным материалом, оборудованием классов. Много нареканий вызывает и то, что до сих пор непонятно, по какой системе мы учимся. Большая чехарда творится и с финансированием – то заставляют вносить добровольные взносы, то нет. В общем, условия, в которых занимаются наши дети, не выдерживают никакой критики.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |