Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
www.ruvek.ru, 18.09.08
Константин Амелюшкин
Термин «российский соотечественник» пока остается весьма размытым.
Не так давно президент России Дмитрий Медведев заявил, что отстаивание прав русского и русскоязычного населения, проживающего за пределами России, – элемент комплексной работы Российского государства. Теоретически российскими соотечественниками можно назвать, к примеру, профессора В. Ландcбергиса или М. Саакашвили, считает один из собеседников DELFI. Все это потому, что сам термин «российский соотечественник» остается весьма размытым. А один из экспертов по этому вопросу уверен, что забота о соотечественниках направлена на поддержание стремительно падающего имиджа нынешнего российского режима.
К вопросу о соотечественниках
Российская диаспора занимает второе место в мире по своей численности после китайской. Иными словами, в мире существует 25 миллионов потенциальных российских соотечественников, 17 миллионов из которых, живут в странах СНГ и Балтии.
Некоторые коллеги не без основания полагают само это понятие «странным». Однако факт, что усилия российской власти по консолидации соотечественников за рубежом в последние годы становятся всё более интенсивными. Подтверждение тому – круглые столы на тему соотечественников, один из которых в очередной раз прошёл в столице Латвии Риге, с участием представителей русской диаспоры Балтийских стран.
Сам факт того, что участникам этого круглого стола было предложено внести свои предложения по поводу содержания дефиниции «соотечественник», говорит о том, что российские власти всерьёз озабочены данной проблемой и понимают необходимость более детальной проработки юридических оснований этого понятия.
Денег на реализацию программ по поддержке соотечественников за рубежом российской властью выделяется всё больше, количество структур, занимающихся этим вопросом, ширится. Однако возникает совершенно справедливый вопрос – эффективны ли действия российской власти, если, скажем, программа по добровольному переселению попросту провалилась?
Время собирать камни?
«Определение понятия российский соотечественник в той редакции, которая существует в федеральном законе, неудовлетворительно, потому что к нему подходят с политической точки зрения, и принцип гражданства становится основным критерием, – считает член Координационного совета российских соотечественников в Литве Андрей Фомин. – Соотечественниками, таким образом, являются бывшие граждане Российского государства и СССР. Но этот критерий расширяет круг «соотечественников» беспредельно. Ими потенциально могут считаться граждане многих стран Европы и Азии, в том числе и те, кто боятся даже допустить такую мысль – В. Ландсбергис, М. Саакашвили, В. Ющенко, премьер-министр Эстонии Ансип и многие другие».
Поэтому, по мнению А. Фомина, этнокультурный или генеалогический критерий гораздо лучше определяет понятие «соотечественник». При этом в это понятие должны быть включены и все народы, населяющие Россию.
Другой момент, на который обратил внимание собеседник DELFI, – культурная самоидентификация, исторический фактор и языковой. Последний фактор он назвал слабым.
«К примеру, потомок Пушкина может считать себя российским соотечественником, при этом слабо зная русский язык. Но есть немало диаспор, для которых родным является русский язык, однако сами себя они считают российскими соотечественниками», – отметил А. Фомин.
Самым же главным фактором, по мнению А.Фомина, является «добровольная декларация своего желания быть российским соотечественником».
То, что Россия активно «взялась» за проблему соотечественников, собеседник DELFI прокомментировал цитатой из Екклесиаста: «Время разбрасывать камни и время их собирать».
А. Фомин, отметил: «Россия поняла, что оставшиеся за её пределами соотечественники – это ценность, фонд, который ей необходим. И, наверняка, это тоже не секрет, что соотечественники в странах дальнего и ближнего зарубежья могут представлять из себя некий мост для улучшения отношений с народами и государствами многих стран. Кроме того, нельзя не сказать и о чувстве исторической вины России перед своими соотечественниками».
Соотечественник как внешнеполитический инструмент
«Российский соотечественник» может рассматриваться и как «некий внешнеполитический инструмент» для усиления влияния России на постсоветском пространстве. Так, к примеру, полагает директор Балтийского центра исследований России Владимир Юшкин.
«Мне думается, что для России соотечественники – это, скорее всего, некий внешнеполитический инструмент для того, чтобы усилить свое влияние на постсоветском пространстве, – считает он. – Почему сейчас начинается новая реорганизация госструктур, контролирующих работу соотечественников за рубежом? У России осталось очень мало внешнеполитического инструментария для того, чтобы по-прежнему чувствовать себя великой державой. В принципе, осталась только русская культура и история. Имидж падает. Имидж не страны, а режима. И он (режим. – DELFI) пытается ухватиться за всё.
Экономику нельзя привести как пример, науку уже нельзя привести как пример, вооружённые силы дряхлеют – все эти элементы, на которых раньше строился имидж великой державы, ныне не существуют. И остались соотечественники, которых действительно много и которые расселяются по всему миру».
Российские власти, по мнению В. Юшкина, сталкиваются с рядом трудностей. Во-первых, государственные программы не работают, и «соотечественники» не рвутся на свою историческую родину. Кроме того, такое явление как «скрытая эмиграция» не позволяет видеть реального положения вещей.
«Российская община в Великобритании – 350 000 человек, две радиостанции, много газет, – говорит исследователь. – Община в Германии – 850 000 человек, я не говорю о США и Южной Европе, которая, начиная от Испании, заселяется русскими. Они живут там семьями годами, дети там уже учатся. Но поскольку они не отказываются от российского гражданства, то статистика их не видит. А это ведь активные люди, которые способны адаптироваться к Европе, их приняли эти общества, это талантливые люди. То есть Россия теряет умных, энергичных талантливых людей. С другой стороны, те, кто остался, в эту Россию, Россию Путина и Медведева не возвращаются. Поэтому у политического класса России возникла идея – мы их сейчас используем, чтобы поднять свой имидж, для того чтобы проводить какие-то провокации. Я не знаю, будут провокации или нет, но, во всяком случае, их будут пытаться сделать. Потому что среди русских, живущих в Европе, конечно же, есть и какие-то маргинальные слои, которые можно каким-то образом на что-то спровоцировать».
Еще одна трудность, по мнению В. Юшкина, – особенность русского менталитета. Во все времена русских за рубежом было сложно сложить в какую-то общность. Особенно учитывая тот факт, что русская диаспора за рубежом неоднородна.
«Дело в том, что российская культура в её лучших образцах с 1917 по 1991 год спокойно существовала на Западе, не с помощью российского государства, а вопреки ему, – отметил собеседник DELFI. – Российское руководство прекрасно знает, что история русской эмиграции показывает, что никогда не получалось создать устойчивой общности русских за рубежом. У русских другая ментальность, они по-другому устраиваются в мире. А сейчас их пытаются заставить силой организоваться для того, чтобы поддержать стремительно падающий имидж, повторяю, не России, а режима, который сейчас захватил Россию».
По словам В. Юшкина, если бы российский политический класс действительно был заинтересован в помощи своим соо
«Если ты действительно чувствуешь, что твои соотечественники не могут адаптироваться к жизни в Европе, тогда ты должен не поджигать их и не отгораживать от общин – эстонской, латвийской, литовской, немецкой, а, наоборот, способствовать их интеграции, – уверен В. Юшкин. – Это значит, Россия должна финансировать изучение русскими языка и истории титульных наций, чтобы они становились конкурентоспособными в том обществе. Потому что русский в этих семьях никуда не исчезнет, это семейный язык. А людей нужно учить местным языкам. Ведь русские люди талантливы, где бы они не находились, но им нужно главное: чтобы они знали язык страны проживания наравне с титульной нацией. И тогда конкурентоспособность в этой стране им обеспечена. И нужно помогать этим людям, потому что на историческую родину они возвращаться не хотят. А если ты желаешь им помочь, то помоги им интегрироваться в эти страны, вот это была бы политика действительно великой страны, которая заботится о своих соотечественниках».
Балтийское беспокойство
Германия, к слову, также всегда оказывала помощь своим соотечественникам. И это никем не рассматривалось и не рассматривается, как формирование «пятой колонны». Польша не меньше заботится о своих «соотечественниках», достаточно вспомнить «карту поляка». Израиль также поддерживает еврейские диаспоры по всему миру.
Однако после известного указа Дмитрия Медведева о возможности негражданам свободно пересекать российскую границу, а также после событий в Грузии, в Балтийских странах оживилось беспокойство. В действиях российских властей страны Балтии видят опасность, поскольку на территории этих стран проживает немало российских граждан. К примеру, в Эстонии их 90 000. В Латвии – ещё больше. Литва в этом отношении не может «похвастаться» такими цифрами. Но:
«Если вдруг какому-то провокатору удастся что-то сделать против этих граждан, то Россия должна будет их защищать, – уверен В. Юшкин. – И тогда возможность появления российских войск на территории Балтийских стран, несмотря на НАТО, я, например, не исключаю. Поэтому я думаю, что национальные элиты в Балтийских странах такую угрозу просчитывают. И я бы тоже её просчитывал, учитывая жёсткую, военизированную внешнюю политику, на которую Россия переходит. Естественно, это сразу вызывает реакцию, и после Грузии надо просчитывать все варианты, которые вчера казались нереальными».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |