Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Продлен по взаимному умолчанию?

Версии, 27.09.08

Владимир Скачко

И так разбалансированная внутренним противостоянием Украина должна проскочить еще один внешний "риф" — 1 октября 2008 года. В этот день начинаются те шесть месяцев, когда Украина и Россия уже не смогут уведомить друг друга о том, что Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве (так называемый Большой договор — БД) между ними утрачивает силу.

Следовательно, он будет работать еще 10 лет. БД, как известно, был подписан президентами России Борисом Ельциным и Украины Леонидом Кучмой 31 мая 1997 года. Ратификационными грамотами Киев и Москва обменялись только 1 апреля 1999 года. Отсюда и сегодняшние невеселые расчеты, густо приправленные взаимными недоверием, обвинениями и подозрениями.

Российский МИД уже заявил, что Москва не будет требовать прекращения действия БД. Секретариат Президента Украины обещает высказаться по этому поводу, когда "шеф" — Виктор Ющенко — вернется с заседания Генассамблеи ООН. Но по общему мнению участников украинско-российской конференции "10 лет спустя. Итоги Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве между Россией и Украиной", все вроде бы должно разрешиться положительно. Для договора. И, может быть, для двух стран, его подписавших и продливших.

Первый зампредседателя Комитета Госдумы России по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института СНГ и "по совместительству" персона нон-грата в Украине Константин Затулин на упомянутой и им же организованной в Москве конференции 24 сентября сего года заявил, что БД, скорее всего, "будет продлен по взаимному умолчанию". Потому что, по его словам, логика договора — в том, что Украине и России действительно нужны дружба, партнерство и стратегическое (или не стратегическое?) сотрудничество, а значит, если договор и несовершенен, то его нужно не отменять, а совершенствовать. И лучше всего это можно сделать, если выполнить все статьи и наполнить их новым содержанием.

А так называемая "проблема БД" возникла из-за того, что, по мнению не только Затулина, но и многих российских специалистов, в двусторонних отношениях между Украиной и Россией не просто случился очередной кризис, коих и раньше бывало немало, а речь вообще идет о спасении этих отношений. Поэтому пока будет действовать старый БД, затулинский Институт СНГ берется, заявил его директор, подготовить новый — общественный — вариант нового аналогичного документа. Общественный потому, что постарается привлечь к выработке его статей не только дипломатов или политиков, но и представителей гражданских обществ двух стран. Грубо говоря, тех простых людей, кому конкретно работать и — это очень важно! — жить по договору.

Главная претензия российской стороны к БД сводится к тому, что он более выгоден Украине, чем России, и что Россия его выполняет в полном объеме, а вот Украина выбирает только то, что нужно ей.

Ибо, во-первых, господствует то, что глава украинского филиала Института СНГ Владимир Корнилов весьма удачно назвал "экономикоцентризмом". Это когда из договора вычленяется одна его — экономическая — составляющая, а все остальное игнорируется. Так оно, в принципе, и есть. Экономическое сотрудничество между Украиной и Россией развивается успешно, несмотря на все кризисы и взаимные колкости политиков, и уже в общем исчислении приближается к 40 млрд. долларов.

Но есть один очень важный момент. Это сотрудничество не совсем равноправное, ибо Россия, продавая Украине энергоносители по заниженным ценам в обмен на обещания геополитической лояльности, фактически дотировала украинскую экономику. Тогдашний президент России Владимир Путин назвал и сумму — около 3—5 млрд. долларов ежегодно. Экс-сотрудник его администрации Модест Колеров, отвечавший за международные и культурные связи с зарубежными странами, и сейчас, на конференции, выступил против пролонгации БД без дополнительных условий к Киеву со стороны Москвы, называя ее "поддержкой нынешней линии Ющенко и капитуляцией России перед ней". По его мнению, упомянутый экономикоцентризм — это не что иное, как бизнес-эгоизм тех, кто получает прибыли с такого вот украинско-российского сотрудничества, и "финансирование антироссийской политики Украины". Это, кстати, очень симптоматично, что бывший соратник Путина выступил большим "ястребом" в отношении Украины, чем, к примеру, такие известные и ненавидимые нынешней "оранжевой" властью любители "страны в центре Европы", как сам Затулин, еще одна персона нон-грата в Украине — политолог Сергей Марков или политолог Глеб Павловский. Они как раз сдержанно поддержали продление действия БД…

Кроме того, настаивает Москва, экономика — это только один из трех "китов", на которых стоит любой договор. Россия считает, что игнорируются два остальных "кита" — политика (в том числе гуманитарная) и безопасность, которые должны быть тесно увязаны с экономикой. И потому Москва недовольна. И находит сторонников в Украине — тех, чьи права договор не защищает, а должен. Имеются в виду этнические русские Украины и русскоязычные украинцы.

Во-вторых, этот документ — договор, в первую очередь, о границе. В нем Украина еще 10 лет назад добилась главного — признания Россией в международно признанном документе (статья 2) нерушимости существующих границ и уважения своей территориальной целостности. То есть Крым и Севастополь навсегда признавались украинскими. Теперь в Москве распространены другие веяния. Как заявил на конференции сотрудник ВЦИОМ Вадим Балытников, анализировавший БД с юридической точки зрения, все больше российских политиков готовы вернуться к тому, что Крым и Севастополь в 1954 году переданы Украине с нарушением действовавших в СССР законов, а значит, и сегодня украинскую принадлежность их можно и нужно оспорить. Чтобы выполнить Конституцию России, где сказано, что все российские земли нужно защищать. А Госдума России, как известно, еще в 1996 году признала Крым российским, и эти ее постановления не отменены…

В-третьих, по мнению многих россиян и представителей русскоязычных украинцев, поводом для прекращения действия БД Москвой может стать невыполнение Киевом его "гуманитарных" статей 10, 12 и 24, которые предусматривают защиту и поддержку развития русской культуры и языка в Украине. Потому что в Украине при "оранжевых" взят курс на построение этнонационального украинского государства с подавлением и вытеснением на периферию всех остальных языков и культур, в первую очередь, русских.

И, наконец, в-четвертых, самое страшное, что, с точки зрения России, делает Украина, — это движется в НАТО. Это в Москве тоже рассматривается как нарушение БД, так как в нем сказано, что стороны воздерживаются от использования своих территорий третьими странами во вред безопасности друг друга (статья 6). А приближение НАТО к своим границам Россия рассматривает как угрозу своей нацбезопасности №1. Госдума еще 4 июня сего года обратилась к президенту Дмитрию Медведеву и предложила ему считать присоединение Украины к ПДЧ НАТО ее односторонним выходом из БД и рассмотреть возможность аналогичного шага со стороны России. Последовавшие затем события на Южном Кавказе, реакция на них США и НАТО только убедили Москву, что Альянс — это враждебная России структура. И уж конечно, Россию напугало еще одно "достижение" Ющенко — недавнее признание Конгрессом США Голодомора 1932—1933 годов "геноцидом украинского народа"…

…Однако сегодня стороны, похоже, оказались не готовыми к тому, чтобы что-то резкое делать с БД. И решили его продлить. Но в Москве уверены, что разорвать документ в любой момент им не помешает никто. Особенно если Киев еще и "поможет". Осталось узнать, готова ли к этому Украина…

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ