Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая газета, 16.09.08
Евгений Самойлов
Мировое сообщество не готово определиться с позицией по Абхазии и Южной Осетии
Если целью российской дипломатии после признания Москвой независимости Аб-хазии и Южной Осетии было обеспечение максимально широкой международной поддержки этому решению, то эта цель пока выглядит весьма и весьма далекой от достижения. Едва ли позиция Никарагуа, чьи власти первыми и пока единственными в мире после России официально признали отколовшиеся от Грузии территории, станет тем самым брошенным с вершины горы камнем, после которого международное признание государственности абхазов и южных осетин примет лавинообразный характер.
Впрочем, как убеждено большинство СМИ, на первых порах усилия российского внешнеполитического ведомства были направлены на то, чтобы склонить на свою сторону хотя бы главных военно-политических союзников – партнеров по ОДКБ. Насколько эффективными были соответствующие переговоры, пока неясно. В вопросе российско-грузинского конфликта организация встала на сторону России, но от коллективной поддержки независимости Абхазии и Южной Осетии уклонилась.
Судя по сообщениям СМИ, этот вопрос вообще открыто находится во внешнеполитической повестке дня лишь властей Белоруссии. На недавней пресс-конференции для российских региональных медиа Александр Лукашенко намекнул: Абхазия и Южная Осетия могут быть признаны после предстоящих в конце сентября в Белоруссии парламентских выборов. «Замолчать, промолчать мы ни в коем случае не можем, не имеем права: это будет нечестно и по отношению к России и к Абхазии, аналогично и с Осетией», – сказал тогда белорусский президент.
Уклончивую позицию пока занимает Казахстан. Поддержав действия России в Грузии с первых дней конфликта, власти этой страны сохраняют молчание в вопросе о признании Абхазии и Южной Осетии. А в Армении, как передают информагентства, российские решения однозначно поддержала лишь умеренная оппозиция.
Если даже ближайшие союзники России пока демонстрируют неготовность идти в российском внешнеполитическом фарватере, то вряд ли стоит ожидать большей лояльности от мировых центров влияния. Китай, к примеру, настаивает на сдержанности в этом вопросе, что видно по официальным формулировкам ШОС.
Еще больше внимания СМИ акцентируют на позиции тех, кто придерживается прямо противоположного российскому мнения. Впрочем, судя по медиасообщениям, и этот лагерь немонолитен. С одной стороны – нервная реакция США и Великобритании, пригрозивших России изоляцией. С другой – умеренные заявления Франции и Италии, лишь выразивших сожаление в связи с решением Дмитрия Медведева признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Двусмысленна позиция Германии, безапелляционно и жестко поддержавшей принцип территориальной целостности Грузии, но не согласившейся с введением санкций против России.
Как отмечают СМИ, руководители стран Восточной Европы разделились в оценках российских действий. Поддержки решения о признании Абхазии и Южной Осетии в этих кругах нет. Но ряд лидеров сделали весьма дружелюбные по отношению к Москве заявления. Примечательна реакция руководства Чехии, призвавшего не проводить параллели между действиями России в Южной Осетии и болезненными для страны событиями 1968 года. Является ли это свидетельством роста антиамериканских настроений в обществе, связанных с планируемым размещением в Чехии элементов ПРО США, или успехом российской дипломатии, пока сказать сложно.
Зато власти Польши и Украины крайне негативно отнеслись к российским действиям, безоговорочно поддержав Грузию. Российские комментаторы, впрочем, не преминули обратить внимание, что мнение официального Киева не имеет широкой общественной поддержки. Заодно одними из центральных тем СМИ (особенно украинских) стали проблема Крыма и возможность повторения Россией югоосетинского сценария на этом полуострове.
Отдельно СМИ подчеркивают неопределенность позиции международных структур. Пожалуй, лишь ОБСЕ однозначно выступила против признания Абхазии и Южной Осетии, назвав его нарушением фундаментальных принципов организации. НАТО была откровенно дезориентирована опережающими действиями российской дипломатии: возникло ощущение, что альянс просто не знает, как себя вести. На фоне российско-грузинского кризиса «большая восьмерка» де-факто снова стала «семеркой», осудив действия России, однако при этом формальное членство России в клубе ведущих мировых держав под сомнение поставлено так и не было.
Наибольшую беспомощность продемонстрировала ООН, так и не выработавшая единой позиции ни по одному из спорных вопросов.
Складывающаяся картина могла бы выглядеть полностью неудовлетворительной, если бы не одно «но». Многие наблюдатели не раз отмечали: Россия не имела заранее подготовленного плана по международному признанию Абхазии и Южной Осетии, каковой был, к примеру, у США применительно к косовскому прецеденту. А значит, говорить о провале ее внешней политики пока рано.
С этой точки зрения нынешняя ситуация весьма напоминает классический пример со стаканом, который для оптимиста наполовину полон, а для пессимиста – наполовину пуст. Оптимисты обращают внимание на то, что европейские лидеры уже ввели в свой лексикон понятие «ядерной территории Грузии», а значит, в будущем им будет легче признать ее отколовшиеся регионы. Пессимисты отмечают, что за Россией пока не торопятся последовать даже ближайшие союзники белорусы.
Еще один момент, на который следует обратить внимание, – насколько Абхазии и Южной Осетии на самом деле необходимо широкое признание в мире. К примеру, абхазские власти заявили, что будут добиваться членства в пророссийских организациях, существующих на постсоветском пространстве, – Союзном государстве России и Белоруссии и ОДКБ. Это уже гарантирует минимальный объем международного признания. А для независимой Южной Осетии объективно нет другого пути, кроме как интеграция в состав России через объединение с Северной Осетией, и именно этого курса собира-ются придерживаться в Цхинвале.
Как бы то ни было, СМИ практически не ставят под сомнение саму правильность действий Дмитрия Медведева по признанию Абхазии и Южной Осетии. Примечательно, что резкий скачок положительных оценок, данных медиасообществом действиям российского президента в контексте российско-грузинского конфликта, пришелся именно на 26 августа – день, когда глава государства принял решение о признании государственности абхазов и южных осетин. Характерно и то, что СМИ склонны связывать это решение именно с Медведевым, хотя еще совсем недавно предпочитали говорить о тандеме президента и премьера.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |