Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Айоцашхар (Армянский мир), 22.09.08
Вардан Григорян
События, происходящие в армяно-турецких и российско-азербайджанских отношениях после военного конфликта между Россией и Грузией, у некоторых сформировали ошибочное мнение о том, что в ближайшее время совместными усилиями России и Турции можно будет добиться урегулирования нагорно-карабахской проблемы.
Однако детальный анализ процессов, происходивших в минувшие дни и направленных на изменение ситуации в регионе, позволяет нам сделать вывод о том, что Нагорно-карабахский конфликт, в отличие от югоосетинского и абхазского, еще долго будет оставаться «замороженным». Об этом говорит то, что попытки добиться урегулирования проблемы посредническими усилиями российско-турецкого тандема ни к чему конкретному не приводят.
И хотя в случае возобновления переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ даст о себе знать сложная ситуация, сложившаяся в российско-американских отношениях, этот формат является единственной серьезной гарантией продолжения переговорного процесса. Таким образом, на первый план вновь выходит вопрос продолжения переговоров с неизбежным сохранением в ближайшие месяцы статус-кво.
После визита Абдуллы Гюля (президента Турции – ПП) в Азербайджан и сделанных им в этой стране заявлений, перспектива проведения в рамках Генеральной Ассамблеи ООН трехсторонней встречи глав МИД Армении, Турции и Азербайджана становится весьма туманной. Причина в том, что последние события показали: позиция Турции в нагорно-карабахском вопросе осталась неизменной (проазербайджанской – ПП).
Эта неопределённость ещё более углубляется после завершившихся на днях в Москве переговоров российского и азербайджанского президентов. Казалось, что уж здесь-то есть все предпосылки для прорыва, поскольку российская сторона к этим переговорам тщательно подготовилась. В канун этой встречи московская газета «Коммерсант» «пролила свет» на основные пункты «стратегической сделки» между Россией и Азербайджаном, которую предлагала Москва.
Однако Баку поставил под сомнение требования России в вопросах, связанных с размещением иностранных войск в бассейне Каспия и экспортом энергоносителей из Средней Азии, расценив их как «утрату независимости в обмен на Карабах».
В действительности же российская сторона предлагала Азербайджану пойти на новую уступку в нагорно-карабахском вопросе. А именно: выработать механизмы совместного контроля над Лачинским коридором (расположенным между Арменией и Нагорно-Карабахской Республикой – ПП), предполагающие военное присутствие в зоне конфликта третьей страны, в данном случае, России.
Между тем армянская сторона постепенно, но последовательно начинает преодолевать последствия попыток, как односторонних, так и двусторонних, по ускорению урегулирования нагорно-карабахской проблемы при вмешательстве третьих сил. Причем, тенденция увеличения роли Турции в регионе уже встречает сопротивление и других центров силы.
Визит министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна в Иран показал, что такие настроения царят, в частности, в Тегеране. В иранской столице принципиально поддерживают предложенную Анкарой региональную модель обеспечения безопасности на Южном Кавказе, но, тем не менее, не могут понять, почему Турция пытается оставить вне этих рамок Тегеран.
Сегодня во всех конфликтных зонах региона формируется новый статус-кво. А именно: Россия пока довольствуется последними успехами на югоосетинском и абхазском «фронтах» и, более того, укрепляет здесь свои позиции. Запад обещает Грузии принять ее в НАТО и призывает Азербайджан продолжать реализацию нефтегазовых проектов. В вопросе Армении, он явно старается осуществить политику лишения России «покровительства» в начавшемся армяно-турецким диалоге.
В подобных условиях решение задачи «размораживания» нагорно-карабахской проблемы и ее урегулирования, естественно, выше сил отдельных участников «большой игры», а о согласовании их позиций в ближайшее время можно даже не думать.
Остаётся, чтобы Армения извлекла уроки из последних событий, которые отнюдь не способствовали укреплению позиций Азербайджана, и более чётко и решительно отстаивала на переговорах свои подходы относительно имеющих такое жизненно важное для Нагорно-Карабахской Республики значение вопросов, как исключение военного решения проблемы, предоставление взаимных гарантий безопасности и осуществление контроля над обеспечивающими связь между Арменией и Арцахом (историческое название Нагорного Карабаха – ПП) районами.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |