Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
КМ.RU, 23.09.08
Проиграв войну на полях сражений, можно отыграться за столом переговоров. В 1905 году на конференции в американском Портсмуте глава русской делегации, будущий премьер-министр Российской империи Сергей Витте благодаря своему уму и дипломатическим способностям обратил итоги унизительной для России Русско-японской войны в унизительный для Японии мирный договор, минимизировавший территориальные и геополитические потери проигравших. Когда до Токио дошли вести с подробностями подписанного договора, в городе начались массовые беспорядки и погромы ни в чем не повинных полицейских участков.
Нечто подобное комбинации Витте с ловкой рокировкой победителей и проигравших Запад сегодня пытается проделать в отношении России. Приравняв к штыку перо и микрофон, западные дипломаты в высоких кабинетах пытаются взять у России реванш за поражение режима Саакашвили и горячо поддерживающей его «прогрессивной демократической общественности» в так называемой пятидневной войне в Южной Осетии. Только - в отличие от Витте - делают это неуклюже, откровенно и нагло.
На минувшей неделе были приостановлены переговоры между Россией и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по отправке дополнительных невооруженных военных наблюдателей в Грузию в количестве до 80 человек. Тормозом переговорного процесса стала позиция ОБСЕ по вопросу места размещения наблюдательной миссии, призванной не допустить новых грузино-осетинских столкновений. Европейцы хотят, чтобы наблюдатели разместились не только в так называемых буферных зонах на территории Грузии – районах, граничащих с Южной Осетией, но и в самой Южной Осетии. То есть освобождали Южную Осетию от грузинской армии российские солдаты, а надзирать, то есть наблюдать за порядком в Южной Осетии и за самими осетинами теперь будут глазастые европейцы. Так они хотят. Ну очень хотят.
Еще бы им не хотеть: до 8 августа Саакашвили от нападения на Цхинвал удерживали только огромное усилие воли его заокеанского хозяина (хозяин ждал удобной минуты для атаки) и надежда на то, что российский миротворческий контингент в зоне грузино-южноосетинского конфликта удастся каким-то образом заменить на западные миротворческие силы. Саакашвили, как помните, о необходимости такой замены твердил непрерывно. Теперь об этом начинают твердить его западные соратники. И не-важно, что в данном случае речь идет о невооруженной наблюдательной миссии. Трудно, что ли, Западу вооружить своих отважных борцов с «российской экспансией»? Достаточно взглянуть, к примеру, на грузинскую армию. Или на экспонаты Центрального музея Вооруженных сил РФ, где выставили захваченные у грузинской армии оружие и экипировку. Можно не сомневаться, что и путь от наблюдательной миссии до полно-ценной «миротворческой» группировки в Южной Осетии Запад проделает стремительно – под предлогом «защиты» наблюдателей и местного населения.
Тем более что шеф Пентагона Роберт Гейтс на днях в интервью британскому телеканалу Sky News открыто пригрозил России, заявив, что если Россия введет войска в Грузию, когда та станет членом НАТО, то Альянс ответит на ее действия силой. Устав НАТО, как известно, запрещает принимать в ряды этой организации страны с неурегулированными территориальными конфликтами. Поэтому черт его, Гейтса, знает, что он имел в виду: то ли что Грузию примут в НАТО, невзирая на неурегулированные конфликты, то ли что НАТО «ответит России силой» на территории Южной Осетии и Абхазии, которые Альянс, как и весь западный мир, продолжает считать частями Грузии.
При этом власти Южной Осетии и Абхазии уже неоднократно заявляли о том, что никаких западных миротворцев – вооруженных или невооруженных – на территории своих республик не пустят. Такой же позиции придерживается и Россия. Напомню, согласно достигнутым 8 сентября в Москве президентами России и Франции дополнительным соглашениям к плану Медведева-Саркози российские солдаты к 15 октября должны полностью покинуть буферные зоны НА ТЕРРИТОРИИ ГРУЗИИ после того, как там развернется наблюдательная миссия от ЕС. О территории Южной Осетии и Абхазии речи не шло. И не могло идти: западные, восточные или чьи-либо еще представители не вправе присматривать за гражданами России, коими являются почти все жители двух республик. За граждан России отвечает Россия - и никто более.
Однако Запад, судя по всему, игнорирует этот факт. Как и тот факт, что Россия, в отличие от Запада, признала независимость Южной Осетии и Абхазии, поэтому для России словосочетание «территория Грузии» больше не имеет отношения к Южной Осетии и Абхазии. И если Россия проводила в Южной Осетии операцию по принуждению агрессора к миру, то Запад сейчас пытается путем грубого политического нажима провести своеобразную операцию по принуждению России к миротворческой миссии – в том виде, в каком она выгодна Западу и Саакашвили. Такое вот агрессивное миро-творчество. Или миротворческая агрессия. Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин на заседании Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в канадском Торонто 19 сентября прямо назвал действия Организации попыткой переписать договоренности Медведева и Саркози.
Не исключено, что тема европейских наблюдателей в Южной Осетии и Абхазии будет затронута и на запланированных на сегодня и завтра встречах руководителей Федерального Cобрания РФ с делегацией Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), прибывшей в Москву для изучения ситуации в российско-грузинских отношениях. Ранее группа европейских парламентариев призвала пересмотреть полномочия российской делегации в ПАСЕ из-за действий России на Кавказе. И генсек Совета Европы Тэрри Дэвис в прошлую пятницу объявил, что ПАСЕ рассмотрит этот вопрос – полномочия делегации РФ – на своей ближайшей сессии, открывающейся 29 сентября в Страсбурге. Где на Россию, возможно, снова будут давить, угрожать и пытаться диктовать ей свои условия. Как будто Россия – агрессор, а не жертва агрессии, как будто она – побежденный в войне, а не победитель.
Показательна в этой связи выходка представителей Евросоюза на состоявшемся на минувшей неделе в Брюсселе десятом заседании Совета сотрудничества Казахстан - ЕС. Заседание было посвящено экономическим вопросам, не имеющим отношения к событиям на Кавказе: об этом говорит хотя бы тот факт, что казахскую делегацию в Брюсселе возглавлял министр промышленности и торговли Владимир Школьник. Тем не менее ЕС не преминул в своем пресс-релизе по итогам заседания призвать Казах-стан не признавать независимость Южной Осетии и Абхазии.
Согласитесь, странное, мягко говоря, заявление организации, чьим посланцам в ближайшем будущем предстоит с предельной объективностью, нейтральностью и непредвзятостью выполнять наблюдательную миссию в Грузии после вывода оттуда российских частей и пресекать новые провокации режима Саакашвили. Нетрудно представить, как они с подобными настроениями будут наблюдать и пресекать. Это как если бы человек, подвергшийся нападению хулигана, скрутил его и передал подоспевшему через пару дней полицейскому. А полицейский, перемигнувшись с хулиганом, развязал бы ему затекшие руки и ласково посоветовал вломить пострадавшему еще – за непочтительное отношение к хулиганам. Это уже не полицейский получается, а оборотень.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |