Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
КМ.RU, 25.09.08
Дионис Каптарь
Глава общественного объединения «Центр миграции Азербайджана» Аловсат Алиев распространил информацию о том, что граждане Грузии мигрируют в Россию через Азербайджан. По словам Алиева, схема выглядит так: грузины сначала получают гражданство Азербайджана - для того, чтобы потом переехать в Россию для постоянного проживания. Алиев сообщил, что мигранты из Грузии отмечают, что в России к ним отношение ухудшилось после известных событий на Кавказе. Соответственно, получение гражданства Азербайджана в дальнейшем облегчает проживание в России.
Между тем, продолжая мысль Алиева, можно предположить, что, обосновавшись в России, мигранты из Грузии начнут претендовать и на получение российского гражданства. Это тем более вероятно в свете недавнего решения Госдумы, напрямую касающегося миграционной политики нашего государства. Мы уже писали о том, что депутаты в третьем чтении одобрили законопроект, упрощающий получение российского гражданства для иностранцев или лиц без гражданства, приезжающим в Россию по программе добровольного переселения соотечественников. Депутаты отменили целый ряд существенных ограничений: требование доказать знание русского языка и наличие финансовых источников существования, а также необходимоcть проживания на территории Российской Федерации непрерывно в течение 5 лет. При этом упрощенный порядок получения гражданства предоставляется тем людям, которые имеют регистрацию по месту жительства на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Характерно, что в Госдуме не было единого мнения относительно целесообразности нововведений. Высказывались опасения, что упрощенной процедурой воспользуются люди, не знающие русский язык и не располагающие надежными источниками существования. Да и просто проходимцы, как бы резко это ни звучало.
Эксперты давно обращали внимание на то, что Россия постепенно наполняется инокультурными людьми, и в этой связи отмена такого естественного и базового требования, как знаний русского языка, выглядит достаточно странно. Недавно вопросы миграции мы обсуждали с доктором политических наук Андреем Савельевым. Эксперт сказал, что подавляющее большинство мигрантов переезжают в Россию не в рамках программы по переселению соотечественников, а нелегально, так что это решение депутатов является пустой тратой времени и не повлияет на регулирование основных миграционных потоков.
Действительно, в этом есть своя логика, ведь известно, что нелегалы нигде не регистрируются и не участвуют в официальной переселенческой программе. Однако информация, озвученная Аловсатом Алиевым, заставляет взглянуть на проблему под другим углом. Если мигранты из Грузии готовы получать гражданство Азербайджана с тем, чтобы в дальнейшем перебраться к нам, то тем более можно ожидать, что они постараются соблюсти официальную процедуру натурализации и в России. А что им помешает претендовать на статус российского соотечественника, когда законопроект окончательно получит статус закона?
Отметим, что проблема возвращения соотечественников на родину возникла после распада СССР, когда в бывших советских республиках остались несколько миллионов этнических русских. Многие эксперты тогда высказывались в пользу принятия специальной государственной программы, направленной на стимулирование переселения русских в Россию. Предполагалось, что это смягчит последствия демографического кризиса, в котором оказалась наша страна. Кроме того, значительная часть русскоязычного населения, покинувшая Россию, состоит из интеллигенции и высококвалифицированных рабочих, поэтому предполагалось, что их возвращение повысит кадровый потенциал нашей страны.
Однако, как показала практика, массового возвращения бывших россиян не произошло: ни о каких «миллионах русских, воссоединяющихся с родиной», нет и речи. Тем не менее, годовая миграционная квота уже сейчас составляет почти 2 млн разрешений на работу, то есть вместо российских соотечественников к нам в основном прибывают инокультурные люди.
Характерно, что во многих западных странах, долгое время проводивших политику стимулирования миграции, в последнее время произошло изменение подходов, а у нас наметилась прямо противоположная тенденция.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |