Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
30.09.08, http://www.centrasia.ru
Меморандум Европейского клуба Казахстана
12 августа 2008 года, накануне V-го Международного форума глав приграничных территорий Казахстана и России в городе Актобе, появилось обращение Координационного Совета русских, казачьих и славянских организаций Казахстана на имя президента Российской Федерации Дмитрия Медведева о якобы имеющих место фактах "гонений" на русскоязычное население страны, которое было опубликовано на ряде казахстанских и зарубежных веб-сайтов и СМИ.
Следует отметить, что публикация данного провокационного по сути, недружественного в отношении казахского народа, нелояльного по отношению к государству "обращения" осталось без должного внимания со стороны государственных органов страны, депутатов Парламента, правоохранительных органов. Любопытно и то, что никоим образом не отреагировали политические партии, общественные институты и структуры, которые по определению должны обращать пристальное внимание на вопросы межнационального согласия и гражданского мира в стране. Подобные "петиции" не получают адекватной оценки со стороны ежегодно выдвигающих все новые и новые идеологемы "конструкторов" и "пропагандистов" власти, Ассамблеи народа Казахстана, включая избранных от нее семерых депутатов Мажилиса, прессы.
Своим обращением представители славянских и казачьих организаций перешли ту тонкую грань, которая разделяет политику и политиканство, допустимое и невозможное, гражданственность и беспринципность, патриотизм и предательство. Обращаясь с гневными энцикликами к президенту хоть и дружественной, но другой страны, руководители славянских НПО демонстрируют явное неуважение, высокомерие по отношению к государству, его властям и законам! У нас есть собственные президент и парламент, в избрании которых активно участвовали и славянские НПО. Если их проблемы не находят должного внимания, можно апеллировать к Основному закону и судебные органы. Никто не отменял их конституционного права обращаться к обществу, участвовать в работе политических партий, формировать общественное мнение вокруг тех или иных проблем, в том числе на страницах казахской прессы. Казахстан – это независимое государство! Не Россия, не Грузия, не США! Существующие в Казахстане проблемы должны обсуждаться и находить свое решение внутри страны, внутри казахстанского общества!
Мы считаем, что в настоящее время славянские НПО вроде Русской общины Казахстана, Союза казаков Семиречья, недавно вошедшего в состав Российского казачьего войска, Союза казаков Степного края и других, вместо реального участия в решении социальных, культурных и экономических проблем общества в целом, своими действиями и заявлениями оказывают негативное влияние на отношения между Казахстаном и Россией. Прикрываясь демагогическими, спекулятивными лозунгами о "защите прав русскоязычных граждан", руководители таких НПО занимаются фактическим односторонним отрицанием и регулярным саботированием культурных, языковых, исторических, образовательных и иных проектов и инициатив, осуществляемых в Казахстане, целью которых является укрепление государственности и возрождение национального самосознания казахов.
К сожалению, значительная часть "славянских" НПО, к тому же щедро спонсируемых со стороны государственных органов и общественных фондов России, занимается не решением проблем, не выработкой концептуальных решений по гармонизации межэтнических и межконфессиональных решений, а разделением и атомизацией общества, обособлением, отделением русскоязычных граждан от единого тела государства и нации. Они в большей мере настроены на сотрудничество с властями и институтами России, нежели их Родины – Казахстана. Фактически самоустранившись от участия в государственной и общественной деятельности, не участвуя в работе существующих или находящихся в процессе регистрации политических партий, их лидеры не только не способствуют реальной консолидации казахстанского общества, но и ограничивают инициативу значительной части своих сограждан. Такая раскольническая, сектантская деятельность, в конечном счете, сводится к накоплению политических дивидендов, подготовку "запасного аэродрома" на случай возможного выезда, организацию полулегального бизнеса на миграционных настроениях и надуманных страхах. Это, как справедливо отмечают сами русские публицисты и эксперты, можно назвать "синдромом квартирантства".
Сознательный выбор подобной "квартирантской" позиции активистами славянских объединений сопровождается некорректными подсчетами и ритуальными заклинаниями о "засилье казахов" в органах власти, политических структурах, учебных заведениях, необходимости введения пропорций и квот, что не только противоречить здравому смыслу, демографической ситуации, но и законам страны и унитарному устройству государства, провозглашенной Конституцией 1995 года, в принятии которой участвовало более 90 процентов граждан Казахстана, в том числе русскоязычных. Мало этого, в ряде средств массовой информации сегодня активно транслируются тезисы о том, что "злонамеренные власти" сознательно искажают данные государственной статистики и занизили численность русского населения на 1,5 миллиона человек.
Справедливости ради отметим, что выезду русских нынче больше всего способствуют власти России, заинтересованные в массовом притоке рабочей силы и решении глобальных проблем демографической депопуляции, а также славянские организации, не заинтересованные в реальной интеграции в рамках независимого, суверенного Казахстана, изучении языка, истории, традиций и культуры казахского народа. Дискриминации по языковому или иному признакам в Казахстане нет! Это подтверждается общедоступными отчетами и заключениями международных правозащитных организаций и экспертов.
Сегодня пришло время трезво и спокойно оценить не только исторические прошлое и настоящее, но и реальные перспективы развития нашего государства. Пришло время объективно изучать межэтнические отношения и строить эффективную внутреннюю и внешнюю политику, базирующуюся на объективных знаниях, четком осознании и понимании всеми стратегических интересов страны. Власти, политические партии и общественные организации, научная и экспертная общественность страны должны начать серьезный диалог относительно путей, содержания и смыслов национального и государственного строительства. Мы уверены, что будущность страны, ее конкурентоспособность зависят от взаимовыгодного сотрудничества и консолидации всех граждан, их деятельного и созидательного участия в делах государства, совместной борьбе за формирование эффективной, подотчетной и ответственной перед гражданами власти.
От имени Европейского клуба Казахстана
Нурлан Еримбетов, Айдос Саримов, Валихан Тулешов
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |