Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Аналитический интернет-журнал РПМонитор, 01.10.08
Олег Горбунов
Дмитрий Спивак (Украина): Украинские солдаты и офицеры не будут выполнять антиконституционные приказы
Только что Виктор Ющенко вернулся из Вашингтона, где он, как полагают, обсуждал с Джорджем Бушем сценарии введения прямого президентского правления на Украине, роспуска Верховной Рады и последующей «зачистки» политического поля страны. Возможен ли силовой сценарий развития событий на Украине? Ожидает ли «оранжевую» коалицию новое рождение? Нужно ли России «делать ставку» на Тимошенко? На эти и другие актуальные вопросы украинской политики отвечает председатель общественно-политического объединения «Справедливая Одесса» Дмитрий Спивак.
– Можно ли прогнозировать, что очередной виток борьбы между Ющенко и Тимошенко приведет к конфликту между силовыми структурами Украины, где по одну сторону баррикад будет СБУ, а по другую – армия?
– Давайте сразу определимся с понятиями. Конфликт силовых структур с участием политиков высшего эшелона – это начало гражданской войны. Так вот, смею утверждать: гражданской войны в Украине не будет. Силовые ведомства, в том числе, армия, это не только министры и генералы, зависящие от воли вождей. Это тысячи офицеров и солдат, дававших присягу защищать свой народ, а не обслуживать чьи-то политические амбиции. Они никогда не выполнят антиконституционные и антигосударственные приказы. Да и лидеры наши неспособны на такой поступок. Согласен, что накануне президентских выборов схватка за «главный приз» перейдет некий рубикон и войдет в режим жесткого и тотального противоборства на «всех фронтах»: идеологическом, экономическом, публичном и политическом. Безусловно, будет разыгран внешний фактор, в том числе, и «грузинская карта», однако до силового сценария прихода к власти не дойдет. Революционный синдром и революционный запал – на исходе. Более того, силовые сценарии без участия миллионов людей – бесперспективны и изначально обречены. А народ Украины настолько устал от революций и потрясений, что наступать на эти грабли более не намерен. Кроме того, думаю, что «фактор Саакашвили» и полное его фиаско остудит горячие головы наших деятелей. Так что, «мускулами», конечно, поиграют, но не более того.
– Окончателен ли раскол «оранжевых», или коалиция еще может быть восстановлена?
– Мертворожденное образование, которое дважды называлось «демократическая коалиция» может, конечно, восстановиться к жизни еще десятки раз, но живее от этого оно не станет. Хотя…
Основной принцип политики: «Никогда не говори “никогда”». Тем более что украинский политикум давно вышел за рамки нравственности, принципиальности и морали. Даже фактор политической целесообразности себя исчерпал. Дешевый популизм и миф о единстве демократической команды окончательно развеян. Политические мемуары о революционном братстве и майданном прошлом не более чем демагогия, не находящая сегодня «своего читателя». Изначально заложенные идеологические и личностные противоречия, разное понимание внешнеполитического курса и внутриполитического устройства страны привели к тому, что «мина замедленного действия» сдетонировала, обнажив «все прелести» собственной несостоятельности. Не думаю, что вскоре мы услышим до боли знакомое: «Демократическая коалиция умерла! Да здравствует новая демократическая коалиция!». Сегодня Ющенко и Тимошенко будут создавать «разные спектакли» с привлечением различных режиссеров, сценаристов и исполнителей. Вот только гран-при получит кто-то один.
– Раскол в парламентской коалиции, озвученная Ющенко идея проведения досрочных выборов, призрак импичмента президенту – все это, мягко говоря, не способствует политической стабильности на Украине. Вы допускаете, что ослабление Украины может быть использовано в своих целях другими государствами, имеющими геостратегические интересы в бассейне Черного моря?
– Прежде всего, мы должны отдавать себе отчет в том, что Украина не является основным игроком на геополитическом поле сегодняшнего глобализованного мира (с учетом рухнувшей однополярности). Однако географически, ментально и экономически Украина очень интересна многим еще и потому, что является «транзитным коридором» между Востоком и Западом, а также морскими воротами. Это прекрасные предпосылки и отменные «стартовые позиции» для «самостоятельной партитуры» во внешней политике, но с учетом собственной национальной безопасности, социального адаптирования, экономической стабильности и исторических предпосылок.
Не секрет, что Вашингтон давно разыгрывает «украинскую карту», создавая восточноевропейский плацдарм расширения своего влияния. Попытки украинского руководства интегрировать нашу страну в Североатлантический альянс – лишнее подтверждение четкой проамериканской направленности внешнеполитического курса В. Ющенко. Но Украина не однородна и двуполярна в своих внешнеполитических симпатиях. Основной промышленный потенциал находится на Юге и Востоке страны, где подавляющее большинство жителей выступает против вступления в НАТО и за восстановление дружеских и добрососедских отношений с Россией. Мы связаны общей историей, единым этнокультурным пространством и глубокими традициями. Более того, присутствие в Крыму Черноморского Флота, наличие ряда общих аспектов военно-промышленного комплекса и энергозависимость Украины являются факторами неизбежности влияния РФ на политические процессы и на разработку нового формата российско-украинского диалога.
Убежден, что сохранение славянской культуры, поддержка русскоязычного населения и совместное участие неправительственных организаций наших стран в гуманитарных и патриотических проектах станут этапом нового витка геополитического выбора Украины и участия в этом нашего северного соседа.
– Юлия Тимошенко – сейчас одна из самых популярных политиков на Украине. Некоторые считают, что она пользуется непосредственной поддержкой Кремля (а люди из Секретариата Президента даже обвинили ее в государственной измене). Есть ли у России реальные возможности поддержать Юлию Тимошенко в ее противостоянии с Виктором Ющенко?
– Что касается «руки Кремля», то исчерпывающий ответ дал В.С. Черномырдин, отметив, что «никакие руки Россия никуда не протягивает… Только с добром». Однако реальные возможности влияния и поддержки есть всегда. Главное, определить стратегические цели и выработать механизмы. Но в данном случае руководству России необходимо определиться: какую Украину они хотят видеть? Целостную и экономически сильную или раздираемую противоречиями, ведущими к политическому хаосу и расколу в обществе? Если Украину видят стратегическим партнером и выразителем идеологии общности взглядов в едином этнокультурном пространстве, то важно понять, кто из украинских персоналий способен обеспечить стабильность внутри страны и вести взвешенную внешнюю политику, политически неангажированную? Кому готов поверить украинский избиратель на Западе и Востоке? (Особенно учитывая факт разночтения исторических событий в годы Великой Отечественной войны). «Политические игрища» в Украине развиваются стремительно, и здесь необходима взвешенная позиция в отношении своих будущих партнеров во избежание прошлых ошибок.
– Нужно ли вообще России делать ставку на Тимошенко? Может ли она действительно стать конструктивным партнером России?
– Сотрудничество с лидером одной из крупных политических сил нашей страны, тем более премьер-министром Украины – процесс естественный и взаимовыгодный. Что касается пророссийской «окраски» будущего президента, то, на мой взгляд, Президент Украины должен быть, прежде всего, по-настоящему проукраинским. Тогда и настроения большей части украинского общества, ориентированной на восстановление дружеских и добрососедских связей с Россией, будут востребованы. Более того, национальные интересы Украины предполагают отказ от вступления в любые военные блоки, соблюдение статуса активного нейтралитета и, главное, не педалировать лжеидеи западно-украинского патриотизма. Внешнеполитический курс должен отражать современные политические реалии, географическое положение, экономическую состоятельность и историческую справедливость.
Таким образом, электоральные ожидания наших народов перейдут в практическую плоскость широкомасштабного сотрудничества независимых, но дружеских государств. А вот кто из украинских политиков способен реализовать такую стратегию – покажет время.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |