Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Expert.ua, Киев, 23.09.08
Игорь Лавриненко
В конце сентября должна состояться встреча президента России Дмитрия Медведева с главой Молдавии Владимиром Ворониным и лидером Приднестровья Игорем Смирновым, на которой могут быть подписаны договоры о решении приднестровского конфликта и создании Молдавской конфедерации.
«Мы сделаем очередную попытку начать переговорный процесс с Кишинёвом, поскольку худой мир лучше хорошей войны», — такое заявление сделал Смирнов сразу после встречи с Медведевым в начале сентября. Его позиция кардинально изменилась в ходе переговоров. Ведь неделей ранее, поздравляя народы Абхазии и Южной Осетии с тем, что их суверенитет признан Российской Федерацией, он сказал: «Тирасполь будет опираться на итоги референдума 2006 года, на котором приднестровцы единодушно проголосовали за независимость Приднестровья от Молдавии с его последующим присоединением к России». Медведев переубедил Смирнова за два часа. Аргументы могли быть разными, в том числе и долг за газ в размере 1,6 млрд. долларов, и махинации с российской гуманитарной помощью, которая ранее поступала в Приднестровье.
Пять минус два
Казалось бы, такой план России опровергает все предположения, что она повторит южноосетинский вариант в Приднестровье. Тем не менее, он вызвал негативную реакцию у США, Европейского союза и Румынии. Дело в том, что до последнего времени переговоры проводились в формате 5+2 с участием Молдавии, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ, а также наблюдателей — ЕС и США. В силу кардинально разных подходов участников к решению конфликта переговоры последние четыре года почти не велись.
Знаменательным в процессе урегулирования конфликта должен был стать 2003 год. Тогда российская сторона предложила свой проект решения проблемы в регионе, известный под названием «план Козака» — российского вице-премьера Дмитрия Козака. Согласно этому плану, реинтеграция страны должна была происходить на конфедеративной основе, с правом Приднестровья на самоопределение — если Молдавия решит присоединиться к Румынии. Этот проект также предполагал увеличение численности российских миротворцев до двух тысяч человек и пребывание их в Молдавии до 2020 года. Такая позиция России была абсолютно неприемлема для Запада. Хотя план был почти утвержден и молдавской, и приднестровской сторонами, подписание договора в самый последний момент сорвалось. Под давлением США и Европы у Владимира Воронина дрогнула рука, и переговоры зашли в тупик.
И сейчас, и тогда основной интерес РФ заключается в том, чтобы не допустить вступления Молдавии в НАТО и сохранить на территории страны свою воинскую группировку. Причём её нейтральный статус уже не имеет практического значения, поскольку НАТО перекрыло выход России на Балканы. Однако молдавский нейтралитет блокирует возможность объединения страны с членом НАТО Румынией, а сохранение в этом регионе пророссийского автономного Приднестровья с российской военной базой в какой-то степени могло бы нейтрализовать угрозы для РФ на этом направлении.
Пока Кишинёв принял все предложения Москвы, кроме пункта о сохранении военной базы. В частности, за Приднестровьем закрепляется статус суверенной республики со своей конституцией, но в составе единого государства. Кроме того, в случае слияния Молдавии и Румынии, Приднестровье получает полную независимость. Молдавская сторона также предлагает выделить одну пятую часть депутатских мандатов представителям Приднестровья в объединённом парламенте. В случае утверждения мирного соглашения законодательными органами конфликтующих сторон парламент Молдавии примет закон, подтверждающий все права собственности юридических и физических лиц, которые обладают ею (на момент принятия акта). Об этих инициативах уже заявил министр реинтеграции Молдавии Василий Шова. То есть инициативы молдавской стороны означают возвращение Кишинёва к основным позициям, обозначенным в «плане Козака», за исключением позиции о российских миротворцах.
Установление мира в Приднестровье является одним из национальных приоритетов Украины. Но до сих пор Киев не обнародовал свою позицию относительно перспектив мирного урегулирования конфликта
Четыре года назад у России ещё было недостаточно сил и средств, чтобы реализовать этот сценарий. После конфликта в Грузии ситуация изменилась. О готовности руководства РФ решить приднестровскую проблему, реализовав план «Козак-2», свидетельствует тот факт, что Кремль инициировал встречи Дмитрия Медведева с Владимиром Ворониным и Игорем Смирновым сразу после событий в Южной Осетии.
Такое развитие ситуации не устраивает ни США, ни ЕС. «Европейский союз считает аморальными переговоры по приднестровскому урегулированию в трёхстороннем формате — Россия, Молдавия и Приднестровье. Проблема может быть решена только в формате 5+2, и отклонение от него недопустимо. Молдавия наивна, если думает, что решение проблемы можно найти в новом трёхстороннем формате», — заявил специальный представитель ЕС в Молдавии Кальман Миджей.
Особенно активно возражает Бухарест. Президент Румынии Траян Бэсеску побывал в Кишинёве и пытался уговорить руководство страны не идти на предложенные Россией договорённости. В обмен на отказ от мирного урегулирования конфликта Молдавии предложили целый пакет экономических преференций. В частности, в ходе встречи в Кишинёве Траян Бэсеску сообщил, что переговоры по новому, расширенному соглашению Молдавия—Евросоюз начнутся 1 января 2009 года. «Могу вас заверить, что проблемы, которые долгие годы не урегулировались, вскоре получат своё логическое разрешение. Молдавия и Румыния выступят с новыми сюрпризами, чем порадуют граждан двух государств», — сказал он. Румынским сюрпризом будет идея создания еврорегиона «Днестр» с участием Румынии, Молдавии и Приднестровья, а также вливание в регион сотни миллионов евро инвестиций и замена российских миротворцев европейскими.
Кишинёву нужна Москва
Установление мира в Приднестровье сейчас всецело зависит от позиции молдавского руководства, поскольку действия остальных двух сторон вполне предсказуемы. Руководство Приднестровья будет и дальше действовать так, как нужно Кремлю. С Бухарестом тоже всё ясно. Он считает Молдавию частью Великой Румынии и не откажется от попыток вернуть её.
Пока при власти в Молдавии находятся коммунисты во главе с Владимиром Ворониным, присоединение её к Румынии невозможно. Но кто выиграет на выборах в 2009 году, предугадать сложно. В начале 90-х уже были попытки объединить две страны, одна из которых и закончилась войной в Приднестровье. Не исключено, что если прорумынские партии опять придут к власти, этот сценарий повторится. Если Румыния всё же поглотит Молдавию, то либо новое государство согласится мирно признать независимость Приднестровья, либо кровопролития не миновать. Вполне вероятно, что Россия снова выступит в защиту своих граждан, которых в регионе больше ста тысяч, и принуждать к миру будет уже Румынию.
У этого кровопролитного сценария есть определённые шансы стать реальностью, поскольку рейтинг националистических партий в Молдавии растёт, а рейтинг коммунистов падает. «Существует план, согласно которому приднестровские жители примут участие в парламентских выборах 2009 года. Если это случится, партия коммунистов во главе с Владимиром Ворониным сохранит свои позиции. Интерес всех вовлечённых сторон велик, а Москве выгодно, чтобы Смирнов и Воронин остались у власти», — отметил лидер Народно-республиканской партии Молдавии Николай Андроник.
Роль Украины
На кишинёвском саммите ГУАМ 22 апреля 2005 года президент Украины Виктор Ющенко предложил план «Урегулирование через демократию», который предусматривал проведение выборов в Верховный Совет как представительский орган Приднестровского региона Молдавии под контролем США, ЕС, России и ОБСЕ, а также замену русских миротворцев на международных под эгидой ОБСЕ. Кроме того, Украина обязывалась допустить на свою территорию представителей международных организаций для проверки движения грузов через украино-молдавскую границу и предлагала то же сделать в Приднестровье. Стороны конфликта без особого энтузиазма отнеслись к этому плану. Западу не нравилось, что Украина предполагала вести переговоры с Тирасполем на равных, в то время как Европа хотела исключить Приднестровье из дискуссии. Молдавия заявляла о декларативном характере украинских предложений, поскольку там не предусмотрены точные сроки исполнения тех или иных обязательств. Киев вступать в споры не стал, и про «план Ющенко» вскоре все забыли, что, может быть, к лучшему. Документ не отражал украинские интересы в регионе.
В частности, Украина заинтересована в урегулировании статуса украино-молдавской границы и нормализации транспортного сообщения через Молдавию. За демаркацией украино-молдавской границы в Одесской области уже два года следит Миссия Европейского союза. «За это время на границе удалось повысить прозрачность перемещения товаров. Добились значительных успехов в борьбе с контрабандой», — отмечает заместитель председателя миссии Удо Буркхолдер. «Приднестровье перестало быть чёрной дырой, поскольку контрабанда уже не является источником дохода приднестровского правительства. Её поток через украинскую границу уменьшился в десятки раз», — считает директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик.
Держим паузу
События в Южной Осетии и Абхазии дали повод разговорам о возможности возникновения новых вооружённых конфликтов, в том числе и в Приднестровье. Установление мира в этом регионе, расположенном у границ Украины, является одним из национальных приоритетов. Тем не менее до сих пор Киев не обнародовал свою позицию относительно российских инициатив и перспектив приднестровского урегулирования. Недавно назначен новый спецпредставитель в Приднестровье — Виктор Крижановский, но каких-либо предложений по разрешению конфликта он не выдвигал. Достижение мира и согласия между Тирасполем и Кишинёвом даже на российских условиях будет безусловным плюсом. Ведь в Приднестровье живут восемьдесят тысяч граждан Украины. «Возможно, конфликтующие стороны подпишут декларацию о начале объединения, но на этом фактически и закончится реинтеграция Молдавии, так как политические элиты Приднестровья и Молдавской республики не желают реального объединения. Это будет долгий процесс», — считает Виталий Кулик.
Сфера национальных интересов
Приднестровский конфликт начался в конце 80-х, когда националистические силы в Кишинёве провозгласили курс на отделение от СССР и присоединение к Румынии. Тогда в регионе, где преобладало немолдавское население (русские и украинцы), возникло сопротивление процессу румынизации республики. Вскоре Приднестровье провозгласило независимость, и после кратковременного вооружённого конфликта в 1992 году между Кишинёвом и Тирасполем, который завершился силовыми действиями 14-й российской армии и принудительным разведением сторон, было подписано соглашение о неприменении во взаимных отношениях военной силы и экономических санкций. Мир в регионе стали поддерживать российские миротворческие силы. В 1996 году на референдуме принята Конституция Приднестровской Молдавской Республики, в которой определено, что «Приднестровская Молдавская Республика — суверенное, независимое, демократическое, правовое государство». За время существования республики в ней созданы все институты власти. Всенародно избран президент, высший законодательный орган — Верховный Совет, сформировано правительство, есть собственные вооружённые силы, суд, прокуратура, правоохранительные органы, средства массовой информации.
Урегулирование конфликта возложено на плечи Объединённой Контрольной комиссии, в которую входят Приднестровье, Молдавия, Украина, Россия и ОБСЕ. В 2005-м к ним присоединились наблюдатели из ЕС и США.
Предметом спора в регионе являются не столько интересы сторон, сколько противоположные цивилизационные ценности и внешнеполитические ориентиры. Свой политический курс Приднестровье проводит исключительно с оглядкой на позицию России.
Молдавия давно взяла ориентир на Европу, а точнее — на Румынию. Об этом свидетельствуют и результаты различных социологических исследований, согласно которым от 65 до 75% опрошенных молдаван готовы объединиться с Румынией и войти в Евросоюз, отказавшись от каких-либо претензий на Приднестровье. Что и неудивительно, ведь Приднестровье стало частью Молдавской ССР только в 1940 году, до этого оно входило в состав Украины в виде автономной молдавской республики. С каждым годом становится всё заметнее и так называемая гастарбайтерская переориентация жителей Молдавии. Если раньше они в основном выезжали на заработки в Россию, то в последнее время их всё чаще можно увидеть в странах Евросоюза. Сейчас молдаван там уже более полумиллиона.
Наследие Владимира
Владимир Мономах оставил заметный след не только в истории залешанских земель нынешней России, отправив княжить туда своего младшего сына Юрия, прозванного Долгоруким, но и в истории Бессарабии. Начиная с 1113 года все территории вдоль северо-восточных склонов Карпат и до Дуная включительно входили в состав Киевской Руси. Наместники Мономаха основали Романов торг (Роман), Сочаву (Сучава), Серет, Вайю (Бая), бывшими в разное время центрами Молдавского княжества. Чуть позже правители галицких князей заложили города Малый Галич (Галац), Берлад (Бырлад), Яськый торг (Яссы). В средние века эти поселения стали основой для становления молодого молдавского государства. Молдавия, образованная после завоевания поляками Львова на осколках бывшего Галицкого княжества, оказалась на редкость жизнеспособным государством. То воюя, то лавируя между своими воинственными и могущественными соседями, молдаване на протяжении столетий не только сохранили государственность (хотя временами сугубо номинальную), но и сформировали оригинальную культуру. В то же время они поддерживали контакты с соседней Украиной. И дело не только в том, что молдавский аристократ Петр Могила основал Киево-Могилянскую академию, а сын Богдана Хмельницкого женился на дочери молдавского господаря и претендовал на место своего тестя. Дело в другом — до сегодняшнего дня в молдавских церквах идет служба на церковнославянском языке; до конца XVIII века, до ликвидации гетманщины, молдавские господари и аристократия говорили и писали на средневековом варианте украинского языка, поскольку многие из них учились в Киеве. Наши народы близки духовно и исторически, даже если не учитывать тесную кооперацию между Украиной и Молдавией во времена Российской империи и Советского Союза.
И вот теперь в румынском государстве, созданном в XIX веке волей великих держав на месте княжеств Семиграда и Цары ромыняска, чуть ли не на официальном уровне заявляют, что такого народа, как молдаване, нет, а республика Молдавия выдумана Молотовым и Риббентропом для того, чтобы раздробить румынское королевство. Украинская дипломатия молчит. Да, не стоит реагировать на заявления экстремистов и маргиналов, однако защитить историческую правду можно. Сейчас сложилась уникальная ситуация для воссоединения республики и восстановления мира у наших соседей, но Киев вместо активной позиции и содействия диалогу Кишинева и Тирасполя просто отмалчивается.
Между тем в случае провала переговоров ситуация на границе Одесской области может стать взрывоопасной. Стоящие за спиной румын американцы заинтересованы в том, чтобы сохранять вокруг России зону нестабильности. На прошлой неделе появились новости из Туркменистана о попытке то ли революции, то ли государственного переворота. После пятнадцати лет затишья вдруг вновь разгорелся нагорно-карабахский конфликт, в результате чего был открыт огонь. Жертвами непонятных инцидентов в этом регионе за последнее время стали более 20 человек с обеих сторон.
Сейчас пока еще мирная Молдавия активно готовится к предстоящим парламентским выборам (это парламентская республика, и президента там избирают депутаты. — «Эксперт»). Давно растерявшие свой авторитет прорумынские националисты вдруг получили финансирование и начали чрезвычайно активную кампанию. Вероятная победа прорумынских партий может привести к резкому ухудшению ситуации в регионе, ведь пятнадцать лет назад именно намерения объединить Румынию и Молдавию привели к войне в Приднестровье. Ситуация может повториться, но уже на новом витке истории. Румыния теперь — член НАТО, молдавская армия активно модернизируется при поддержке того же Альянса, власти Приднестровья за прошедшие 15 лет тоже не теряли время зря, да и Россия после Грузии вряд ли сможет закрыть глаза на принудительное включение Приднестровья в Румынию или антироссийски настроенную Молдавию. После возобновления конфликта украинский МИД начнет кричать, да будет поздно. Поэтому жители Бессарабии могут навсегда забыть о наследии Мономаха и полностью погрузиться в изучение истории Дакии — если после войны будет кому учиться.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |