Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

 Эффект разорвавшейся бомбы

 «Ольвия-пресс», Тирасполь, 24.09.08

А.Галин

Признание автономно-территориальным образованием Гагауз-Ери независимости Абхазии и Южной Осетии стало неожиданным для официального Кишинева. Кишинев, долгие годы делавший все для того, чтобы отстранить Гагаузию от политической жизни Молдовы, возможно, не ожидал такого поворота событий. Разумеется, с приходом на пост башкана Гагауз-Ери Михаила Формузала и поражением коммунистов в автономии, власти Молдовы уже не чувствовали себя так спокойно, как это было при правлении Георгия Табунщика.

Между тем, Народное Собрание Гагаузии не только выразило «свою поддержку жителям Южной Осетии и Абхазии в их справедливой борьбе за свободу и независимость, стремление к миру и стабильности» и одобрило «единственно верное и мудрое решение Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 августа 2008 г., Указ Президента РФ Дмитрия Медведева от 26 августа 2008 г. "О признании Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в качестве суверенных и независимых государств, но и призвало президента и парламент Молдовы признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Реакция на это последовала вполне прогнозируемая, в полном соответствии с духом и буквой политики молдавских властей в отношении Гагаузии. Министр иностранных дел и европейской интеграции Молдовы Андрей Стратан тут же выступил с заявлением о том, что «признание Народным собранием Гагаузии независимости Южной Осетии и Абхазии не имеет никакой юридической силы и является нарушением конституции РМ». Мало того, общаясь с журналистами, он поведал им совершенную нелепицу, заявив о том, что «Гагаузская автономия является неотъемлемой частью Молдавии и не имеет полномочий в области внешней политики».

Очевидно Стратан, являясь первым вице-премьером молдавского правительства, даже не держал в руках Закон "Об особом правовом статусе Гагаузии", где в статье 12 черным по белому записано, что одной из компетенций Народного Собрания АТО Гагауз Ери является «участие в осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова по вопросам, касающимся интересов Гагаузии". И уж если Народное Собрание Гагаузии посчитало, что события на Кавказе касаются интересов Гагаузии, то хотят с этим мириться молдавские власти или не хотят, а считаться с законодательством своей автономии они обязаны. И оговорки, что правительство Молдовы еще в августе выступило с официальным заявлением, согласно которому, как отметил Стратан, «признание Южной Осетии и Абхазии не способствует стабилизации ситуации на Кавказе», являются лишь оговорками. Гагаузия является составной частью Молдовы, причем ее автономно-территориальной единицей, а значит и официальное заявление, о котором говорит глава молдавского МИДа, является некорректным, так как в нем не была учтена позиция Гагауз-Ери.

Таким образом, сегодня в Молдове сложилась ситуация, когда одна часть страны выступает за признание Южной Осетии и Абхазии – другая не поддерживает решение России о предоставлении кавказским республикам независимости. Но хочет того официальный Кишинев или нет, ему придется считаться с позицией Комрата. В противном случае, как считает председатель гагаузского Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра Иван Бургуджи «Гагаузия может просто проигнорировать выборы в парламент Молдовы в марте 2009 года. Тем более, что этот вопрос в Гагаузии среди населения продолжает обсуждаться, в связи с тем, что официальный Кишинев отказывается вносить изменения в свое избирательное законодательство и выделить соответствующие квоты в парламенте Молдовы для Гагаузии».

Нужно отметить, что в последнее время Гагаузия всё громче стала озвучивать свои законные требования по защите прав и полномочий автономии. Гагаузы больше не хотят мириться с тем, что центральные власти все годы после вхождения Гагауз Ери в состав РМ игнорируют Закон «Об особом правовом статусе Гагаузии» и относятся к автономии, как к обычному молдавскому району. В частности, в законе четко прописано, что «Гагаузия в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы политического, экономического и культурного развития в интересах всего населения».

Однако на самом деле большинства своих прав Гагаузия лишена. Она не может создавать собственные региональные политические партии, как это практикуется во всех цивилизованных странах. Молдавские власти не позволяют Гагаузии зарегистрировать свои представительства в странах ближнего и дальнего зарубежья. До сих пор в Конституции Молдовы не зафиксировано положение Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии», в котором закреплено право народа Гагаузии на самоопределение «в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства». Да и статья 12 Закона, о которой мы говорили выше, полностью игнорируется молдавскими властями. Власти Гагаузии, ее народ не имеют ни малейшего влияния на проводимую руководством Молдовы внутреннюю или внешнюю политику.

С таким положением вещей Гагаузия мириться больше не намерена. Как вполне справедливо отмечает Председатель Движения «Равноправие» и Конгресса русских общин Молдовы Валерий Клименко: «решение гагаузского парламента о признании Южной Осетии и Абхазии преследует несколько целей. Первая - Гагаузия дает понять центральным властям Молдовы, что она не удовлетворена статусом автономии, который ей был предоставлен в 1994 г. Вторая – Гагаузия хотела бы пересмотреть Уложение об автономии с предоставлением более широких прав внешнеэкономической и политической деятельности».

Но одно дело дать понять властям Молдовы, что гагаузы не удовлетворены политикой, проводимой в отношении Гагауз Ери, другое дело быть услышанными. «Плохо, когда в стране все, кому не лень, пытаются заниматься внешней политикой», - заявил председатель Демократической партии Дмитрий Дьяков. При этом напрочь отметается даже сама мысль, что Народное Собрание – это «не все, кому не лень», а легитимно избранный орган автономного образования на территории Молдовы, а также то, что согласно внутреннему законодательству АТО Гагауз Ери, парламент автономной республики имеет полное право участвовать во внешней политике государства. Но разве в Молдове когда-то с этим считались?

Разумеется в тоталитарной, лишенной какого-либо демократизма Молдове заявление представителей Народного Собрания Гагаузии – это уже подвиг. За меньшее оппозиционеры в Молдове гниют в тюрьмах, подвергаются преследованиям. Конечно Молдова попытается быстро погасить международный скандал, а затем придать забвению заявление Народного Собрания Гагаузии. Возможны в отношении депутатов Гагауз Ери и репрессивные меры. Одного не следует ожидать, что Молдова прислушается к голосу Гагаузии и пересмотрит свое отношение к Южной Осетии и Абхазии, как пересмотрит свое отношение к самой гагаузской автономии. Как справедливо полагает гагаузский правозащитник Иван Бургуджи: «Господствующие в политике официального Кишинева по отношению к Гагаузии двойные стандарты, лицемерие и откровенное нежелание исполнять и претворять в жизнь права и полномочия Гагаузии, в сочетании с ограниченной и слабой политической волей, не дают основания надеяться на то, что нынешнее руководство Молдавии сядет за стол переговоров с Гагаузией и попытается разрешить цивилизованным способом накопившиеся проблемы».

В свою очередь ПМР, которую сегодня всеми силами пытаются вернуть в Молдову, стоит извлечь из всего этого весьма важный урок. Став частью молдавского государства, Приднестровье лишиться, как лишилась Гагаузия, всех прав и свобод. Кишинев не допустит любого влияния Тирасполя на внутреннюю и внешнюю политику объединенного молдавского государства. В том числе и от имени приднестровского народа, Молдова будет отрицать право народов Южной Осетии и Абхазии на независимость.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ