Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Ольвия-пресс», Тирасполь, 3.10.08
В Приднестровье обратили внимание на недавние выступления Президента Республики Молдова В. Воронина, в которых высказывались оценки ситуации вокруг молдо-приднестровского урегулирования, а также выражалось мнение относительно перспектив и основ урегулирования конфликта.
Не вдаваясь в комментарии по поводу выбранных руководителем соседнего государства мест для заявлений и тональности отдельных реплик, приднестровская сторона отмечает, что в сделанных господином Ворониным заявлениях содержится ряд умышленных искажений сути и задач переговорного процесса.
Во-первых, Приднестровье напоминает, что на протяжении последних лет приднестровская сторона демонстрировала гибкость и прагматичность в подходах, готовность к компромиссу, цивилизованному и равноправному диалогу. Официальный Тирасполь предлагал рассмотреть возможность урегулирования на основе федерации, конфедерации, межгосударственной ассоциации в интересах мира и стабильности в данном регионе Европы. Однако Воронин, как и его предшественники, по-видимому, воспринимал готовность Приднестровья к компромиссам как слабость и неизменно отстаивал исключительно унитарную модель урегулирования, что подтвердил принятый в 2005 году закон, который представляется президентом Молдовы как «основа урегулирования».
В связи с этим приднестровская сторона вновь подчеркивает, что основой урегулирования могут быть исключительно договоренности сторон конфликта, достигнутые на принципах равноправия, неприменения силы и иных форм давления, невмешательства во внутренние дела друг друга, учета существующих реалий и международных гарантий.
Во-вторых, Приднестровье обращает внимание на то, что жизнеспособными форматами урегулирования являются те форматы, в которых стороны представлены должностными лицами, уполномоченными принимать юридически и политически обязательные решения. Таковыми должностными лицами являются исключительно Президенты Приднестровья, Молдовы как сторон конфликта, государств-гарантов – Российской Федерации, Украины и Действующий Председатель ОБСЕ.
Никакие консультативные форматы не могут подменять собой международно-признанный формат урегулирования, закрепленный в договоренностях переговорного процесса. Если в процессе диалога стороны примут решение о повышении статуса иных участников консультативных форматов, то это будет оформлено отдельной договоренностью на высшем уровне.
В-третьих, вопрос о военном присутствии российских войск на территории Приднестровья является предметом двустороннего диалога между уполномоченными органами власти Российской Федерации и Приднестровья. Данный вопрос будет решаться исходя из приоритета физической безопасности граждан Приднестровья, гарантом которой является российское военное присутствие, подтверждением чему являются недавние события на Кавказе.
Наконец, приднестровская сторона напоминает о том, что на протяжении последнего времени именно Тирасполь выдвигал инициативы о проведении встречи на высшем уровне, предлагая различные варианты данной встречи. Однако Кишинев под различными предлогами уклонялся от ее проведения, используя в качестве «аргументов» то дату, то место, то агрессивную риторику.
Все это свидетельствует об отсутствии у правящего в Молдове режима реальной политической воли для ответственного поиска путей справедливого урегулирования отношений между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой на добрососедской основе. Поэтому нас не удивляет ни агрессивная и оскорбительная лексика молдавского Президента, ни его непоследовательность во внешнеполитических приоритетах.
Тем не менее, приднестровская сторона в очередной раз подтверждает свою приверженность равноправному диалогу и мирным политическим средствам урегулирования. Мы направили очередные предложения Кишиневу по дате проведения встречи в первой декаде октября с.г. и надеемся, что на этот раз ничто не помешает молдавским властям продемонстрировать свою готовность решать проблемы в интересах населения Молдовы и Приднестровья, мира и безопасности в регионе.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |