Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Зеркало, 06.10.08
Дж. Сумеринли
Кремль готовит новую серию мероприятий, направленных против планов НАТО относительно Южного Кавказа. В них решающая роль будет отведена Еревану. По информации «Айны», намерения России были обсуждены в ходе встречи министров иностранных дел РФ и Армении – Сергея Лаврова и Эдварда Налбандяна.
Москва рассматривает Армению как государство, имеющее решающий голос в вопросах обеспечения безопасности на Южном Кавказе. При этом она руководствуется следующими соображениями:
Армения имеет на своей территории гигантскую военную базу РФ;
- она сумела наладить диалог с Турцией;
- оккупировав азербайджанские территории, Армения побуждает Азербайджан также вести с ней диалог;
- Армения пытается играть посредническую роль в устранении последствий войны между Россией и Грузией;
- она имеет мощные структуры диаспоры, способные оказывать влияние на политику великих держав.
Согласно планам Кремля, Ереван может оказать России определенную помощь в условиях международной изоляции. Но главное – Армения может оказать противодействие интеграции Азербайджана и Грузии в НАТО, так как пока азербайджанские территории находятся под ее оккупацией, то всегда есть вероятность возобновления войны в Карабахе.
Кроме того, Армения способна разжечь сепаратизм в грузинской провинции Самцхе-Джавахетия, где компактно проживает армянское население.
Россия понимает, что в нынешней ситуации НАТО может принять Грузию в свои ряды и без Абхазии и Южной Осетии. Подобное может произойти в будущем и в Азербайджане. И только Армения может противодействовать указанным процессам. Не случайно, в российской прессе и даже в ее политических кругах в последнее время стали звучать идеи предоставления Самце-Джавахетии автономии, независимости или даже возможности объединиться с Арменией.
В нынешней ситуации Азербайджан пытается занять нейтральную, равноудаленную от НАТО и России, позицию. Однако Москва продолжает считать его «ненадежным партнером». При этом ее сомнения усиливает факт отсрочки азербайджанским парламентом Декларации о дружбе и стратегическом партнерстве, подписанной президентами Азербайджана и РФ.
Российские аналитики считают, что урегулирование Карабахского конфликта на основе территориальной целостности Азербайджана не выгодно РФ. В таком случае, возникнет угроза изменения внешней политики Армении в пользу интеграции с Западом, и Россия лишится своего последнего союзника на Южном Кавказе. Поэтому она в тактическом плане будет стремиться сохранять Карабахский конфликт в замороженном состоянии, имея рычаги давления, как на Армению, так и Азербайджан. В будущем же в зависимости от того, пойдет ли Баку на полную интеграцию в евроатлантические структуры, Россия может принять стратегическое решение об урегулировании Карабахского конфликта в пользу Еревана.
По мнению экспертов, в ближайшие месяцы на повестке дня армяно-российских отношений будут стоять следующие вопросы:
1. воспрепятствование расширению НАТО за счет Южного Кавказа;
2. продолжение нынешнего переговорного процесса по урегулированию Карабахского конфликта (с возможной отсрочкой решения вопроса о территориальной целостности Азербайджана);
3. предотвращение реализации совместных экономических проектов Запада с Азербайджаном и Грузией или, по крайней мере, обеспечение в этих проектах интересов Армении и России.
4. усиление военной базы России в Гюмри и строительство на территории Армении второй многофункциональной военной базы РФ;
5. Поиск нового формата для интенсивного сотрудничества между Россией, Арменией и Ираном.
Интересно, сможет ли Азербайджан своевременно принять контрмеры по обеспечению своей безопасности? Думается, все будет зависеть от продуманности и эффективности действий официального Баку.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |