Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
www.posicia.by, 10.10.08
Юрий Шевцов
Конец отделению мух от котлет. Возможна новая эпоха в союзе Белоруссии и России
Визит Путина в Белоруссию вполне можно назвать компенсацией «союзнику» за давние слова о мухах и котлетах. По сути, союзные отношения именно тогда, несколько лет тому назад, когда были произнесены слова о мухах и котлетах затормозились, а сейчас – возобновились.
Путин договорился об очень многом. Выделим основное.
1. Подтвержден таможенный союз, согласованы многие спорные позиции. По словам белорусского премьера Сидорского осталось вне Таможенного союза лишь 4% взаимного товарооборота. В общем, этими спорными 4-мя процентам позиций можно пренебречь. При этом по итогам 2008 года товарооборот двух стран должен составить около 35 млрд USD. Для сравнения – с Украиной у России товарооборот – около 25 млрд USD, С Казахстаном – еще меньше. Беларусь остается главным внешнеторговым партнером РФ среди стран СНГ.
Очень важно, что таможенные дела согласованы как раз тогда, когда в российскую Думу поступило (на днях) для ратификации соглашение о таможенном Союзе в рамках Евразийского Союза РФ, РБ и Казахстана. По сути, Казахстан присоединяется к и так действующему полноценному таможенному Союзу РФ и РБ. А, значит, после грузинской войны это особенно важно, Белоруссия получает доступ еще и к рынку Казахстана, точнее к возникла возможность реально пропустить через РБ часть углеводородного транзита Казахстана в Европу. Белоруссия получает свои бонусы от победы России над Грузией.
Очень сложно переоценить для Белоруссии и соответственно для Союзного государства РБ и РФ согласований по таможенным делам. Если упрощать: Белоруссия получила гарантированный доступ к российскому весьма емкому рынку. На фоне происходящего в РБ фронтальной модернизации промышленного производства и развития транзитных возможностей это просто великолепно.
2. Белоруссия и Россия договорились об очень резком расширении сотрудничества в научной сфере. Прежде всего, по нанотехнологиям (и космосу через них) и биотехнологиям. Посмотрим, что из этого будет в итоге. Но важно, что снимаются многие запреты в плане секретности научных разработок друг от друга. Т.е. РБ получает доступ к российскому научному пространству, скорее всего насыщаемому ныне деньгами и технологиями. А Россия – возможность прорывов по некоторым направлениям. Клонирование человека как цель, конечно, не обозначалось, но цели совместных разработок «крутятся» вокруг генома человека. Эти две программы, видимо, были наиболее интересными для Лукашенко и Путина. Во всяком случае, так дал понять Путин.
3. Утверждены около 20 совместных программ в рамках Союзного государства, увеличен бюджет СГ, а главное более менее решен вопрос о совместной собственности СГ РФ и РБ. Теперь доходы от этой совместной собственности будут пополнять совместный бюджет. Это особенно важно для Белоруссии, т.е. представляет себой еще одну форму углубления в совместное экономическое пространство двух стран. За счет совместных программ обычно финансируются важные для кооперационных цепочек РБ и РФ разработки и производства. «Дизельное машиностроение» в свое время спасло ярославские моторные заводы и обеспечило белорусских машиностроителей качественным дизелем и т.д. как правило эти программы позволяют решить важный технологический «момент» для крупного белорусского «гиганта». Это обеспечивает его выживание и интеграцию с российской техносферой и рынком, а российским смежникам дает гарантированные очень крупные заказы. Это обычно очень важно для провинциальных городов. В бюджете СГ две трети – это российский. Взнос, треть – белорусский. Т.е. российские средства инвестируются в реальный сектор экономики, и это – обрабатывающая высокотехнологичная крупная промышленность, а не добыча сырья. Путин в Минске таким образом оказал поддержку российской переработке еще и таким несколько хитрым способом.
4. Российский кредит Белоруссии в 2 млрд USD, было сказано - вопрос решенный. Путин заявил, что РБ может его брать в любой момент, если он Белоруссии нужен. Белорусский министр финансов сказал, что скорее, всего возьмут в ноябре. Правда, сложно сказать, зачем он нужен, т.к. бюджет у РБ сейчас профицитный.
5. Вопрос по ценам на газ остался открытым. Точнее на этом вопросе не акцентировались публично. Обычно цены на газ определяются в декабре. Сейчас шла дискуссия только о белорусских предложениях продлить переход на ВЕ формулу определения цены на газ на тот же срок, на который это продлевается для российских предприятий. Это оказалось не самой большой проблемой в двусторонних отношениях. Все равно в целом обе страны примерно одновременно переходят к новым равной цене на газ, а основное повышение его цены для РБ согласно имеющимся соглашениям, уже произошло. Открытие российского рынка для белорусских товаров оказалось куда важнее. Судя по всему, вопрос о цене на газ, как и вопрос о кредите будет закрываться в декабре, когда станет ясно, что будет в мире с ценами на углеводороды вообще. Цены на них пока быстро падают и актуальность этой темы может уйти в прошлое вообще. Гораздо важнее сейчас, раз доля расходов на газ в себестоимости продукции может начать падать, решать проблемы сбыта продукции машиностроения и модернизации перерабатывающей промышленности.
Что еще осталось «за кадром»? Все, что касается безопасности. Видимо, в связи с продолжающимся примирением РБ и РФ, где еще много неясного. По контексту происходящего хорошо видно, что продвижение в этом вопросе есть. Но детали пока не озвучиваются. По предварительным сообщениям ожидалось обсуждение вопроса о размещении в РБ элементов российской ПРО в ответ на размещение американской ПРО в Чехии и Польше. Подписание соглашения о единой ПВО должно было состояться не сейчас, а во время заседания Госсовета СГ РБ и РФ осенью. Сообщение о готовящейся встрече Лукашенко и Медведева в текущем году подтверждено. Т.е., вероятно, это соглашение может быть подписано еще именно тогда. Также заявлено, что сегодня был рассмотрен весь пакет мер по обеспечению функционирования существующей объединенной воинской группировки двух стран: увеличение финансирование, закупка новых систем вооружений и т.д. Т.е. в области безопасности никаких сбоев нет. Происходит наращивание сотрудничества.
О приватизационных сделках российский компаний в Белоруссии ничего не объявлялось. Но очевидно, что это будет. Просто сейчас взята пауза, чтобы оценить насколько быстро будут реализованы достигнутые соглашения. После этого надо ожидать успеха некоторых российских компаний в приватизации и инвестпроектах в РБ. Хотя и слишком многого ожидать пока не стоит. Перед переговорами белорусские чиновники озвучили важное: Белоруссию в состоянии уже сейчас или при небольших усилиях в два раза увеличить прокачку газа через свою территорию. Понятно, что имелся ввиду возможный кризис на Украине. Пока публичной реакции на это предложение нет. Видимо, России надо осмыслить предложенное.
Решиться пропустить через РБ половину экспортного газа, например, уже в 2009-2010 гг. – это требует корректировок по многим направлениям. Ясно, что за таким предложением стоит не только Минск, но и какие-то круги в Польше и Германии. В зависимости от реакции РФ на это стратегическое предложение находится и судьба российских инвестпроектов в РБ: будут ли они просто крупными или очень крупными.
Какой можно сделать вывод из происшедшего просто прекрасного визита Путина и большей части российского правительства в Минск?
1. Никакого перехода Белоруссии в западный лагерь в ходе выборов в белорусский парламент, примирения с Западом, ожидающегося снятия Европой и США санкций против РБ – не произошло. Белоруссия осталась очень важным союзником РФ. Произошло углубление взаимного сотрудничества, прежде всего в экономике.
2. Значение газового фактора в двусторонних отношениях упало. Выросло значение всего комплекса тем, связанных с крупной перерабатывающей промышленностью и наукой.
3. Единый рынок и таможенный союз – базис двусторонних отношений.
4. Россия получила предложение усилить использование транзитного положения РБ не только от Белоруссии, но и фактически от части ВЕ и «части» Германии. Примирение РБ с Западом означает не ухудшения позиций РФ в ВЕ, а совершенно наоборот – их усиление.
5. К декабрю РФ должна определиться по дальнейшему развитию отношений с РБ и стоящей теперь за нею частью ВЕ. Точнее, определиться, по каким направлениям Россия возвращается в восточную Европу и возвращается ли.
Как раз к декабрю станет ясно, что происходит в мире с новой Великой Депрессией, каковы результаты выборов в США, насколько далеко готов зайти в примирении с Белоруссией Запад и что будет в Украине и в украино-российских отношениях. В целом, для России итоги переговоров, видимо, прекрасны. Как и для Белоруссии. Единственное: надо привыкнуть, что Белоруссия сейчас не изгой на Западе, а обладает там некоторыми возможностями. Их надо научиться использовать во взаимных интересах. Если достигнутые соглашения будут развиты далее в декабре, тогда вполне возможно выходить вновь и на тему политического сближения в рамках СГ.
Например, к декабрю как раз соберется на первое заседание новый парламент Белоруссии и может рассмотреть вопрос о признании Южной Осетии и Абхазии. Если к тому времени новое сближение РБ и РФ продолжится, тогда эти республики РБ может признать и может быть даже согласиться на их вхождение в состав Союзного Государства. К этому надо подготовиться, чтобы оно усилило Союзное государство, а не расслабило. Но если вхождение этих республик провести через параллельный референдум по Конституционному акту СГ, то теоретически это может быть возможно. Тогда бы в следующий год Россия вступила с большой реальной интеграционной программой: таможенный союз с РБ и Казахстаном, Союзное государство четырех республик с сильным Союзным центром, какая особая политика или политическая ситуация вокруг Украины.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |