Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

 Грузия: операция «чистый приемник»

Trend News, 09.10.08

Валентин Рахманов

 «Положение политически очень трудное и даже тупиковое, пока Михаил Саакашвили сидит на своем месте», - высказал мнение о событиях на Южном Кавказе один из специалистов по Грузии, президент Международного фонда гуманитарных инициатив Николай Дико. Но, по его словам, есть «некоторая надежда и даже информация, что американцы заменят Саакашвили кем-нибудь другим». Слухи о том, что в США недовольны грузинским президентом и готовят ему замену ходят уже несколько месяцев. Но кто может претендовать на роль нового лидера?

На днях тбилисская газета «Квирис палитра» опубликовала опрос. Респондентов попросили высказаться по поводу того, кто из грузинских политиков сыграл позитивную роль в решении проблемы территориальной целостности Грузии. Больше всего опрошенных высказалось за постоянного представителя Грузии в ООН Ираклия Аласанию. Многие политологи  также называют Аласанию одним из самых популярных на сегодняшний день грузинских политиков.

По мнению политолога Сосо Цинцадзе, «Аласания займет пост премьер-министра, затем может сменить Саакашвили на посту президента». Со ссылкой на информированный источник о возможности такого развития событий сообщает и информагентство «Наша Абхазия».

В связи с возможным президентством интересен взгляд Аласании на проблемы территориальной целостности Грузии. После грузинской операции «Чистое поле» Аласания заявил: «Для выхода из кризисной ситуации в Грузии с точки зрения урегулирования конфликтов необходим анализ и точная оценка ситуации. Мы должны знать, чего хотим». В связи с действиями России на Кавказе он отметил: «Необходимо, чтобы ни в какой форме не произошла легализация российской военной агрессии и этнической чистки, чтобы был эффективно приостановлен процесс признания Абхазии и Южной Осетии». По мнению Аласании, Грузия должна добиться прямого диалога с Абхазией и Южной Осетией и начать процесс возврата беженцев.

Отметим, проблема беженцев является одной из важнейших проблем в грузино-абхазско-осетинских отношениях. В Грузии живет несколько сот тысяч грузин, бежавших из Южной Осетии и Абхазии в начале 90-х годов. Их мнение в масштабе пятимиллионного населения Грузии оказывает довольно сильное влияние на грузинских политиков. Но есть и другие беженцы. Из-за притеснений со стороны грузинских властей и чиновников на местах, после распада СССР из Грузии вынуждены были бежать десятки тысяч осетин и абхазов.

По словам Аласании, в «пятидневной войне» виновата исключительно Россия. «Против Грузии был осуществлен ряд провокаций, чтобы втянуть страну в конфликт», - заявляет он.

Несмотря на то, что Аласания признает, что его страна находится в тяжелом положении, он не теряет надежды на реинтеграцию Грузии. В отличие от нынешнего руководства Тбилиси, Ираклий Аласания возлагает надежду не на военные средства, а на дипломатические и экономические. Он высказал точку зрения, что при правильной политике возможности для диалога между Грузией с одной стороны и Абхазией и Южной Осетией с другой могут появиться уже через несколько лет, а в перспективе можно добиться совместных экономических и политических проектов.

То, насколько изменится политика Грузии, если Аласания станет сначала премьер-министром, а затем президентом, зависит от того, насколько самостоятельна сегодня политическая элита Грузии. Эксперты уже не раз  отмечали, что для сохранения территориальной целостности Грузии было бы выгоднее быть верным союзником России в СНГ. Если бы Тбилиси был союзником Москвы, он мог бы добиться уступок в вопросе непризнанных территорий в обмен на поддержку в каких-то вопросах международной политики. Исходя из этого кажется очевидным, что конфронтация с Россией, подчеркнутая враждебность, бряцание оружием противоречат национальным интересам самой Грузии. Мало того, что после «пятидневной войны» шансы Грузии на реинтеграцию с Южной Осетией и Абхазией практически равны нулю, уже ведутся разговоры о федерализации оставшейся части страны. Таким образом, несамостоятельная грузинская элита действует вопреки национальным интересам.

Если назначение Аласании происходит с подачи США, то политика Тбилиси, разумеется, не изменится, только старый курс будет подаваться в новой упаковке.

К этому выводу можно прийти уже сегодня, если рассмотреть «невоенную» тактику, о которой говорит Аласания. Он явно не готов идти на уступки в вопросах, связанных с грузинскими беженцами. Но ни Абхазия, ни Южная Осетия не пойдут на возвращение на свою территорию грузин. Хотя бы потому, что грузинские деревни, как это уже было во время «пятидневной войны», в любой момент могут стать плацдармами для грузинских войск.

Что же касается попытки обеспечить «прямой диалог» с Абхазией и Южной Осетией, то сегодня она обречена на провал, если этого не захочет Москва. Положение России как союзника Абхазии и Южной Осетии закреплено официальным признанием. Готовятся к подписанию документы о военном союзе между Москвой, Сухуми и Цхинвали. К тому же при восстановлении дипломатических контактов между Грузией, Абхазией и Южной Осетией две последние могут потребовать признания факта геноцида в Цхинвали. Как показывает международная практика, вопросы геноцида могут надолго остановить любое сближение между государствами.

Так что в нынешней ситуации «дипломатический путь» вряд ли сможет совершить чудо и вернуть Южную Осетию и Абхазию в состав Грузии. Какие решения в таком случае будет принимать Аласания?

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ