Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Великая, Малая и Белая, Единая и Неделимая

27.10.08

Кирилл Фролов, зав. отделом Украины Института стран СНГ

Русская Православная Церковь реабилитировала термин «Малороссия»

23-25 октября состоялся визит Святейшего Патриарха Алексия Второго в Белоруссию. Все три дня Святейший говорил только о единстве России, Белоруссии и Украины. Это был пафос и основное содержание визита Патриарха. Он говорил о единстве Белоруссии и России , о недопустимости отделения Украинской Церкви от Русской, о единстве восточнославянского материка, выступая на Круглом Столе в честь 1020-летия Крещения Руси, на встрече с Президентом А.Лукашенко, на Торжественном Акте в честь 1020-летия Крещения Руси, на проповедях, на итоговой встрече с журналистами. В этом смысле, воссоединяя Историческую России, Патриарх Алексий Второй идет на шаг впереди политических элит Москвы, Минска и, тем более, Киева. Действительно, когда в лихие 1990 е годы саму идею воссоединения Белоруссии и России и Президента Лукашенко поливали грязью, Святейший Патриарх не сдал ни идею, ни Лукашенко. Во имя воссоединения Западной И Восточной России, то есть РБ и РФ, он приезжал в Белоруссию, слал телеграммы в Минск и публично поддерживал белорусского «батьку», когда в среде московских либералов это было, мягко скажем,  «немодно». Поэтому Президент Лукашенко не лукавил, назвав Святейшего Патриарха «своим учителем». Нынешний визит Алексия Второго в Белоруссии не менее актуален, когда Запад пытается уже не давить, а «соблазнять» белорусскую власть и временами кажется, что ему это удается. Именно в этом момент приезжает «учитель и наставник» Президента Лукашенко- Патриарх Московский и всея Руси, после чего «батька» немедля едет в Москву к Президенту Медведеву. Так что либеральные журналисты, утверждавшие, что «визит Патриарха в Минск не имеет никакого политического значения», и «Церкви нечем помочь государству на белорусском направлении», оказались в луже.

Мало того, в своем послании в честь 1020-летия Крещения Руси и в честь визита Патриарха в Минск, Синод Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви выступил с Посланием, которое войдет в будущие учебники истории. Помимо традиционной для Русской Церкви поддержки идеи единства России, Белоруссии и Украины, Синод, после многих лет запретов и оплевания, вернул в лексический оборот понятия Великой, Малой и  Белой Руси: «…Два десятилетия назад произошло событие, положившее начало возрождению Православной Церкви на исторических землях Святой Руси и послужившее духовному преображению народов Руси Великой, Белой и Малой.

В 1988 году весь христианский мир пытался понять, чем станет 1000-летняя годовщина крещения русичей в водах Днепра святым равноапостольным князем Владимиром? Будет ли празднование этой даты значимым лишь для узкого в те времена круга верующих людей, или же оно найдет более широкий отклик в обществе? Жива ли память народа о своих православных корнях и великой истории и ждет ли она часа своего пробуждения?».

Вспомним знаменитую работу великого малороссийского историка и этнографа Михаила Максимовича «Об употреблении названия Россия и Малороссия в Западной Руси (Киевские епархиальные ведомости, 1862 г.):

«Не очень давно было толкование о том, будто Киевская и вся западная Русь не называлась Россией до ее присоединения к Руси восточной; будто и название Малой России или Малороссии придано Киевской Руси уже по соединении ее с Русью великой или Московской. Чтобы уничтожить навсегда этот несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда в Киеве и в других западно-русских областях своенародные имена: Русь, русский начали заменять, по греческому произношению их, именами Россия, российский? Ответ: с девяностых годов XVI века, в правление короля Жигимонта III, то есть вскоре после того, как земля Киевская и все княжество Литовское были присоединены к Польше на Люблинском сейме 1596 года.  Основанием такого ответа служат тоговременные акты письменные и книги, печатанные в разных областях русских, присоединенных к Польше. Приведу свидетельства тех и других.

1. Вот первая книга, напечатанная в Киеве в типографии Печерской лавры, – Часослов 1617 года. В предисловии к ней иеродиакона Захария Копыстенкого сказано: "Се, правоверный христианине и всяк благоверный читателю, от нарочитых мест в России Кийовских, сиречь лавры Печерския...".

2. В послесловии к Анфологиону, изданному в 1619 году, типограф Памво Бе-рында говорит читателю о лавре Печерской: "се убо приносит ти... матерь твоя в России Малой".

3. В поучениях св. Дорофея, напечатанных в 1628 году, лаврский наместник Филофей Казаревич с братией говорят, что сия книга в общую пользу "великаго и славнаго народа Российскаго и прочих народов пресладчайшаго языка славенска".

4. А вот еще стих из Виршей ректора Киево-братской школы, Кассиана Саковича, на погребение гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного, напечатанных в 1622 году  "Зоставивши теды нам святыню в России". Но довольно о Киеве; обратимся к земле Галицкой.

5. Там Львовское братство в своей типографии прежде всего издало "грамматику", 1591 года, в наставление "многоименитому российскому роду". В ней упоминается о пришествии патриарха Иеремии “в страны Российския” митрополит Киевский и Галицкий Михаил (Рагоза) именуется "архиепископом всея России".

6. Того же 1592 года Львовское братство обращалось в Москву к царю Федору Иоанновичу с просительными посланиями, в которых именуют его "светлым царем Российским", вспоминают "князя Владимира, крестившего весь российский род" и т. п.

7. Минуя другие акты и книга, назову еще Октоих, изданный во Львове 1630 года; там сказано в посвящении о братстве – "в граде Леондополи Малыя России".  В земле Волынской находим тоже.

8. В числе книг, напечатанных в Остроге, известна "книга Василия Великаго “О постничестве”", изданная 1594 года. В ее предисловии встречается такое выражение: "вы же, о православный Российский народе".

9. В местечке Рохманове, принадлежавшем княгине Ирине Вишневецкой, Кирилл Транквилион-Ставровецкий напечатал 1619 года свое "Евангелие учительное". В одном предисловии говорит он: "ревностию поревновах о спасении братии моей, рода моего Российского". В другом предисловии встречается выражение: "по всей земли Российской". Такое же употребление имен "Россия, Российский" было тогда и на северо-западе Русском.

10. В столичном городе Литовского княжества, Вильне, где была долго и резиденция митрополитов Киевских, Михаил Рагоза первый из них стал писать в своем титуле "всея Росии" или "всея России", – как это видно из подлинных актов 1590–1599 годов. Так продолжал писать и его преемник, униатский митрополит Ипатий Потей в 1600–1608 годах. А прежние митрополиты Киевские, бывшие до Михаила Рагозы, писали "и всея Руси" или "всея Русии". Так писали в своем титуле и московские митрополиты, бывшие до учреждения патриаршества в Москве. Первый патриарх московский Иов писал уже "и всея России'' (в 1586–1589 годах).

11. В предисловии к "Евангелию учительному" патриарха Каллиста, напечатанному в 1616 году в Евю, коштом Богдана Огинского, сказано, что русский перевод этой книги – "выданьем за друку, на все широкии славнаго и старожитнаго народу Российского краины разослан..."

12. Жители города Ратна в 1614 году писали к преемнику Потея, Иосифу Руцкому о непринуждении их к унии: "отче архиепископе всего Российскаго языка".  Но возвратимся к Киеву. По возобновлении здесь православной митрополии в 1620 году, митрополиты Иов Борецкий, Исаия Копинский, Петр Могила продолжали писать в титуле: "и всея России".  Приведу несколько выражений из писаний Петра Могилы в его предисловии к "Анфологиону", изданному 1636 года читаем: "святого великого Российского князя Владимира" – "и всей Церкви Православной Российской" – "презацный народ Российский".  <...>

13. Гетман Богдан Хмельницкий в своем Белоцерковском универсале 1648 года писал: "вам всем обще Малоросияном о том доносим, так и до компанеи военной, на предлежащее с ними же поляками дело военное вас вызываем и заохочуем. Кому мила вера благочестивая, от поляков на унею претворяемая; кому з вас любима целость отчизны нашей, Украины Малороссийской .. – о уволненю от бед лядских всего народа Малороссийского" и т. п.

14. В заключение привожу отрывок из ответного письма гетману Хмельницкому от Запорожской Сечи, писанного 3 генваря 1654 года, перед наставшим уже присоединением Малороссии к великой России. "А замысл ваш, щоб удатися и буди зо всем народом Малороссийским, по обоих сторонах Днепра будучим, под протекцию великодержавнейшого и пресветлейшого монарха Российского, за слушный быти признаваем, и даемо нашу войсковую вам пораду, а бысте того дела не оставляли и оное кончили, як ку найлутшой ползе отчизны нашой Малороссийской…"

В Минске Святейший Патриарх Алексий вновь резко выступил против автокефалии УПЦ

В своем слове после Божественной литургии в Божественной литургии в Свято-Духовском кафедральном соборе Минска Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркнул важность сохранения церковного единства.

«Сегодня мы все призваны созидать и хранить церковное единство, как великий дар, несмотря ни на какие искушения и соблазны разделений, ? подчеркнул Предстоятель  Русской Церкви.

«Есть силы, которые хотели бы ослабить влияние Русской Православной Церкви, духовно объединяющей народы не только трех славянских стран России, Украины и Белоруссии, но и многих других. Однако торжества, проходившие в Киеве в дни празднования 1020-летия Крещения Руси, вновь подтвердили желание народа оставаться в лоне единой Русской Православной Церкви», ? отметил Патриарх Алексий.

Эта позиция более чем актуальна. Ибо в эти дни в Киеве, несмотря на бушующий экономический кризис, Президент Ющенко начал очередную атаку на церковное единство. Точнее, очередной фарс. Он выпускает 50 гривенную серебряную монету , на которой изображен он сам и Патриарх Константинопольский Варфоломей как «отцы незалежной украинской Церкви». Мало того, Ющенко везет эти 50 сребряников Варфоломею. Полагаю, что этот демарш вряд ли понравится Константинопольскому Патриарху, если ему, конечно не «все равно, как пиариться», пусть даже став героем истории с сребряниками. Одновременно, как утверждают наши источники, брат Ющенко Петр стал или собирается стать в раскольническом «Киевском патриархате» «архиепископом Сумским» с тем, чтобы возглавить сначала эту раскольническую группировку, а затем и «Поместную украинскую церковь». Однако, подобные авантюры, этот уже откровенный фарс, только окончательно скомпрометируют идею украинской автокефалии. Кроме того, глава раскольников Филарет Денисенко не уступит свой пост никакому Петру Ющенко и может перейти на сторону его политических оппонентов.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ