Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
17.10.08, http://russian.kiev.ua
Федор Яковлев
Авральная попытка посольства РФ на Украине создать третий по счёту Всеукраинский координационный совет организаций русских соотечественников вступила в завершающую фазу в преддверии проведения 18-19 октября «Всеукраинской конференции», на которой, кроме этого, предполагается также избрание 20-25 делегатов на «Всемирную конференцию русских соотечественников», которая состоится 1-2 ноября в Москве.
Вне всякого сомнения, особую значимость Всемирной конференции придаёт предполагаемое присутствие и выступление на ней Президента РФ Дмитрия Медведева, который впервые обратится с речью к представителям Русского Мира в качестве Президента РФ. Его позиция, естественно, станет определяющим фактором в работе с соотечественниками за рубежом на ближайшие годы. Главный вопрос в том, станет ли выступление поворотным моментом в этой работе или продолжением прежней политики.
На Украине свой, особый интерес к этому событию, поскольку прежний президент русских Украины своим вниманием не баловал. В отличие от шведского короля, который во время своего первого же визита на Украину в сентябре этого года незамедлительно помчался в Николаевскую область встретиться с парой сотен своих соплеменников, Владимир Путин за два срока своего президентства для встречи с соотечественниками на Украине времени так и не нашёл. Хотя, с учётом его встреч в Казахстане, Германии, Австралии, скорее всего, президента от этих встреч на Украине «оберегало» посольство. Во всяком случае, сам Черномырдин на протяжении всего своего восьмилетнего (!) срока пребывания в ранге посла РФ на охоте бывает на два порядка чаще, чем на встречах со своими соотечественниками.
Такое отношение со стороны высших должностных лиц РФ не могло не отложить отпечаток на общий характер деятельности организаций русских соотечественников на Украине. Несмотря на достаточно широкий социально-политический спектр участников от коммунистов до монархистов, от православных до атеистов, от радикалов до умеренных, все они имеют общие печальные признаки: малочисленность, слабую эффективность и отсутствие реального влияния на происходящие на Украине властно-политические процессы. Исключение – Крым, где ситуация несколько лучше. В этом нет ничего удивительного, поскольку капитал, что российский, что украинский, финансирует в основном те общественно-политические структуры, которые могут способствовать развитию их бизнеса, а организации русских соотечественников в их перечень явно не попадают даже с российской стороны. На Украине таким спонсорством для бизнеса вообще не безопасно заниматься. Без денег, естественно, ни о какой масштабной культурной, просветительской и другой работе говорить не приходится. Во избежание упрёков в иждивенчестве процитирую депутата Государственной Думы РФ Сергея Маркова, который на одной из пресс-конференций заявил, что «большая часть денег, вырученная Россией от продажи газа, должна оставаться на Украине в виде инвестиций и помощи общественным организациям. Но помогать мы будем только тем общественным структурам, которые ориентированы на максимальное улучшение отношений России с Украиной. Так как потеря Украиной своего суверенитета коренится в максимальной активности организаций, работающих на американские деньги. Если мы будем помогать своим союзникам на Украине, хотя бы в 10 раз меньше, чем это делают в США, нет сомнений, наши отношения с украинцами восстановятся».
Вместе с тем, несмотря на всю важность вопроса финансового обеспечения деятельности организаций русских соотечественников, всё-таки гораздо более важным является вопрос их моральной поддержки. Явно прохладное отношение со стороны властной элиты России и её посольских работников, в свою очередь, породило примерно такое же отношение к участию в работе организаций русских соотечественников на Украине. В результате этого среди членов существующих организаций фактически отсутствуют хоть сколь-нибудь знаковые фигуры украинского общества, в том числе имеющие личную убеждённость в необходимости укрепления взаимоотношений между Украиной и Россией. А изменение в этом вопросе возможно только при изменении отношения к организациям соотечественникам и к участию в их деятельности со стороны России и её руководства. Для сравнения, после прошедшего 6 октября этого года съезда, Объединенную еврейскую общину Украины будет возглавлять Коломойский – один из собственников группы «Приват», личное состояние которого по разным оценкам составляет около $3 млрд. До этого её возглавлял может не такой состоятельный, но не менее известный, и не только на Украине Рабинович.
За последнее время Дмитрий Медведев провёл широко анонсированные в СМИ встречи с руководителями ВТБ и Сбербанка России, на которых обсуждались вопросы финансовые, особенно в свете кризиса. Но, ведь эти государственные структуры достаточно широко представлены в других странах СНГ, в том числе, на Украине. И я более чем уверен, что если бы кадровый подбор, хотя бы, руководителей этих структур на Украине осуществлялся с участием организаций русских соотечественников, то и вопрос их финансовой поддержки был бы, как минимум, наполовину решённым вопросом, не говоря уже об авторитете и влиятельности этих организаций. А если в СМИ регулярно будут звучать вопросы Президента и Премьера РФ к руководителям крупнейших российских государственных и частных компаний, имеющих филиалы либо дочерние структуры за рубежом о том, какую они оказывают поддержку организациям русских соотечественников, то проблемы с финансированием у этих организаций, практически исчезнут даже без дополнительного государственного финансирования.
Во всём цивилизованном мире давно отработаны принципы работы с общественными организациями по системе грантов. Это выделение тематических грантов, рассмотрение представленных на конкурсной основе планов мероприятий по их реализации, выделение грантов победителям и получение документальных отчётов о потраченных денежных средствах. Кто не смог должным образом отчитаться, исключается. Кто справился, может рассчитывать на финансирование более масштабных проектов. Но, почему-то, ни посольство, ни Росзарубежцентр работать по этой схеме упорно не желают. Более того, попыткой создания всеукраинской структуры под громким названием «Координационный совет организаций русских соотечественников» посольство и Росзарубежцентр в очередной раз наглядно показали, что они не только не знают реального положения среди организаций соотечественников и неспособны с ними взаимодействовать, но и активно способствуют их разобщению, разделяя их по формальным признакам.
Согласно положению, создавать советы могут только общественные организации, зарегистрированные с правами юридического лица, а легализованные путем уведомления и созданные в протокольном порядке организации могут допускаться к участию в заседаниях только с правом совещательного голоса. Не говоря уже о том, что некоторым организациям приглашения для участия в окружных конференциях вообще не направлялись. То есть, реальная работа организаций посольство и Росзарубежцентр не интересует и абсолютно не учитывается. Было бы только свидетельство о регистрации, и ты уже «координатор». Более того, как указано в сопроводительных документах, из приглашаемых на окружные конференции должны быть исключены ветеранские, казачьи и сугубо православные общественные организации! Такое деление неизбежно привело к ряду скандалов до, после и во время проведения окружных конференций, благо, хоть не все попали в СМИ. А в Одессе конференцию вообще пришлось проводить дважды.
При этом, несмотря на все усилия посольства, перспектива создания третьего «Всеукраинского координационного совета» остаётся весьма туманной. В Крыму ряд организаций отказался от создания окружной структуры, а те организации, которые всё-таки её создали, занимают слишком критическую позицию по отношению к посольству. В Одессе большая часть организаций русских соотечественников также осталась «за бортом» окружного совета. Во Львове сохранили ныне действующую в этом регионе координационную структуру, которая не согласуется с положением о всеукраинской. Состав окружных координационных советов в Киеве и Харькове слишком разнороден и состоит, в основном, из областных структур уже существующих всеукраинских организаций. Их руководство которых, по вполне понятным причинам, не испытывает радости по поводу того, что посольство и Росзарубежцентр их игнорируют. Так что создать всеукраинский совет на основе созданных с такой натугой и скандалами окружных координационных советов будет, практически, невозможно.
Таким образом, совершенно очевидно, что стремление Посольства и Росзарубежцентра в очередной раз сделать «как всегда», вопреки настроениям и желаниям большей части организаций русских соотечественников на Украине, привело к состоянию «хуже некуда», поскольку к «Всеукраинской Конференции» Русский Мир Украины, благодаря усилиям Посольства и Росзарубежцентра по его «консолидации», подошел разобщённым как никогда.
Остаётся только уповать на здоровые силы и благоразумие руководителей всеукраинских структур, которые смогут найти точки соприкосновения, хотя бы, между собой. Поскольку найти взаимопонимание с Посольством и Росзарубежцентром при их нынешнем составе и проведении политики, направленной на разобщение структур русских соотечественников, практически невозможно
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |