Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Новое время (Ереван), 16.10.08
Дмитрий Медведев посетит Армению в начале следующей недели, но о большой политической “нагрузке” его визита можно говорить уже сейчас. События конца лета в Южной Осетии, региональные метаморфозы, противостояние России и США, глобальный финансовый кризис — далеко не полный перечень факторов, придающих визиту российского лидера в Ереван привкус экстренности.
Хотя о том, что г-н Медведев приедет к нам, было известно еще в июне. В ходе своего первого, после избрания на президентский пост, официального визита в Москву Серж Саргсян пригласил российского коллегу посетить Ереван “в любое удобное для него время”. Июньская встреча в Кремле была отнюдь не единственной в непосредственных контактах лидеров союзнических стран. До нее и после они имели возможность общаться в рамках саммитов СНГ, а в начале прошлого месяца по приглашению главы РФ Серж Саргсян, как известно, совершил рабочий визит в Сочи, где в непринужденной обстановке были обсуждены процессы в регионе, актуализировавшиеся после трагических событий в Южной Осетии. Президенты по итогам сочинских переговоров сочли нужным заявить, что попытки урегулировать военным путем существующие на Южном Кавказе конфликты бесперспективны и приводят к непредсказуемым последствиям. Конечно же, Серж Саргсян и Дмитрий Медведев обсудили и вопросы двусторонней повестки, а также сотрудничества в рамках СНГ и ОДКБ (это был как раз тот период, когда Армении предстояло принять председательство в Организации Договора о коллективной безопасности и в Ереване уже прошло заседание Совета министров ОДКБ). Темой переговоров были и недавно состоявшиеся у нас командно-штабные учения “Ру-беж-2008”...
Словом, на встречах глав РА и РФ пауз, как правило, не возникает: вопросов, представляющих взаимный интерес и нуждающихся в обсуждении, в избытке. Разноплановость сотрудничества в политической, военной, экономической, гуманитарной сферах предопределяет конструктивный характер переговоров, что неизменно отмечают лидеры обоих государств. Нагорно-карабахское урегулирование — еще одна ключевая тема, учитывая заинтересованность России как сопредседателя Минской группы ОБСЕ в разрешении конфликта. Позиция Москвы в этом вопросе, надо полагать, остается неизменной. “Конфликт должен быть урегулирован исключительно посредством мирных переговоров”, “Россия согласна с любыми вариантами урегулирования проблемы Нагорного Карабаха, которые устроили бы народы и руководство Армении и Азербайджана” — заявления российских лидеров, нынешнего и бывшего. Процитируем еще одну фразу, принадлежащую Дмитрию Медведеву (она прозвучала во время официального визита Сержа Саргсяна в Москву). “Мы исходим из того, что кризисы в Закавказье должны “гаситься” исключительно мирными средствами, на основе тех форматов, которые сегодня существуют, и при строгом соблюдении норм международного права, — заявил президент РФ. — Наша страна готова содействовать поиску таких решений, которые бы отвечали коренным интересам всех проживающих здесь наций”.
В прогнозах, выдаваемых в последнее время некоторыми экспертами-аналитиками, делается попытка пересмотреть саму суть армяно-российских отношений. Пока в Ереване любители политических пасьянсов упражняются на тему чуть ли не “предательства” России, якобы отдавшей на откуп Турции решение нагорно-карабахского конфликта в рамках предложенной ею Кавказской инициативы, в Москве их коллеги-аналитики упрекают Ереван в комплементаризме, в заигрываниях с “вражеской” Грузией и с “недружелюбным” Западом. В Баку и вовсе довольно потирают руки — им показалось, будто бы “в Ереване намекают, что российские войска могут уйти, если будут налажены нормальные отношения с Турцией”. Возможный вывод российской военной базы из Армении не в меру будоражит воображение тех, кто имеет слабое представление о “реальной политике”, не говоря уже об исторической памяти, которая хоть и не мешает стремлению нормализовать отношения с соседями, однако вполне поддерживает бдительность, лежащую в основе концепции национальной безопасности страны, находящейся в сложном геополитическом окружении. Так что “страхи” азербайджанских экспертов по поводу ухода российских войск беспочвенны. Лишено солидных оснований и выражаемое беспокойство по поводу нагорно-карабахского урегулирования, усугубившееся после недавних заявлений главы МИД РФ, посчитавшего, что, за исключением нескольких мелких вопросов, стороны конфликта почти достигли согласия. Армянскую общественность смутили и ничем не заслуженные, по крайней мере пока, комплименты министра Лаврова в адрес Турции — “Турки, по-моему, очень своевременно поняли уникальность этого момента, уникальность, которая позволяет им обозначить свое присутствие в этом регионе. Они непосредственные соседи Кавказа и одновременно сторона, которая имеет хорошие отношения практически со всеми странами Кавказского региона”. Но если уж смущаться, так следует вспомнить и заявления самого Медведева о территориальной целостности Азербайджана, прозвучавшие во время его визита в Баку, подписанную там же Декларацию о стратегическом партнерстве, а также ссылки на “соблюдение норм международного права”, без разграничения этих норм. При том что понятно — право наций на самоопределение “конфликтует” с принципом территориальной целостности...
В реальной политике, однако, не до сантиментов и пустых обид. В ней принято вести переговоры, договариваться и, если необходимо, расширять “горизонты”, полагаясь на собственные представления о политической необходимости. Именно к переговорам президентов двух союзнических государств, стратегических партнеров и будет приковано внимание в начале следующей недели. “Визит Дмитрия Медведева в Ереван станет стимулом для еще большего укрепления армяно-российских отношений”, — сказал Серж Саргсян еще на пресс-конференции, посвященной 100 дням его президентства.
“Мы убеждены, что тесное взаимодействие России и Армении — это залог стабильного и достойного развития всего региона. И здесь приоритеты России остаются прежними, они неизменны”, — заявил Дмитрий Медведев после переговоров с армянским лидером в Москве в июне с.г. Тогда же президент РФ заверил: “Ничего из того, что достигнуто, не должно исчезнуть”...
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |