Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

 Независимость Армении зависит от президента Азербайджана

Зеркало (Баку), 23.10.08

Р.Миркадыров

Президенты России и Азербайджана Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев обсудили в среду по телефону подготовку к встрече на высшем уровне по нагорно-карабахскому урегулированию, сообщила пресс-служба главы российского государства, передает "Интерфакс".

"Главы государств обсудили практические вопросы подготовки планируемой на ближайшую перспективу встречи на высшем уровне по нагорно-карабахскому урегулированию с участием президента России", - говорится в сообщении пресс-службы.

Трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, Армении и России может содействовать разрешению нагорно-карабахского конфликта, считает посол России в Азербайджане Василий Истратов. "Приглашение президента России о трехсторонней встрече сделано только вчера. Надо подождать, согласятся ли президенты Азербайджана и Армении приехать в Россию для встречи", - сказал Trend News в среду посол России в Азербайджане Василий Истратов.

И официальный Баку считает возможным проведение трехсторонней встречи между Азербайджаном, Россией и Арменией для обсуждения вопроса разрешения нагорно-карабахского конфликта. "Трехсторонние встречи проводились и раньше, и возможна новая встреча", - сказал накануне Trend News заведующий отделом международных отношений исполнительного аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов.

США исходят из того, что достижение Арменией и Азербайджаном договоренности по Нагорному Карабаху до конца текущего года "возможно, но не неизбежно". Об этом армянской службе радиостанций РС/РСЕ заявил помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дэниэл Фрид, проведший переговоры с руководством Армении в Ереване. Об этом сообщает Panorama.am. "Есть трудные решения, которые необходимо принять с обеих сторон. Если бы урегулировать данный конфликт было легко, он уже был бы урегулирован", - сказал Д.Фрид. Американский дипломат отметил, что вероятность полномасштабного вооруженного конфликта вокруг Нагорного Карабаха сейчас уменьшилась из-за недавних событий в Грузии. "Думаю, такая угроза, которая всегда присутствует, несколько ослабла, поскольку эти события напомнили всем в регионе, как ужасна война", - сказал он. "Некоторые люди всегда склонны поддаваться искушению вести зажигательные речи, - добавил помощник госсекретаря США. - Но война - это не шутка. Это плохой вариант". Германия также надеется, что мирные переговоры между новоизбранными президентами Азербайджана и Армении - Ильхамом Алиевым и Сержем Саркисяном - по урегулированию нагорно-карабахского конфликта продолжатся, и проблема в скором времени будет решена. "Августовские события в Грузии показывают, что никакие конфликты, в том числе конфликты на Южном Кавказе, не могут быть решены военным путем и с применением насилия", - сказал в среду журналистам в Баку глава рабочей группы по межпарламентскому сотрудничеству Германия-Южный Кавказ Штеффен Райхе.

Ш.Райхе прибыл в Азербайджан 22 октября в составе делегации фракции Социал-демократической партии Бундестага Германии.

Чтобы автора этих строк не обвинили в предвзятости, ниже последуют ссылки на российских политологов, которые по сути "чистосердечно" признают, что активность России в переговорном процессе никак не направлена на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта.

 Россия не заинтересована в военном разрешении нагорно-карабахского конфликта, утверждает президент российского Института национальной стратегии Михаил Ремизов в статье, написанной специально для Trend News. Итак, по утверждению политолога, мотивы России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта очевидны. Несмотря на то, что он не затрагивает Москву, как в случае с конфликтом Грузии со своими бывшими автономиями, он имеет важное значение для Кремля, так как ограничивает его геополитические возможности в регионе, более того - создает зону уязвимости.

Армения является союзницей России по ОДКБ. Если начнутся серьезные военные действия и Россия найдет формальный повод для отказа в помощи, не проявив себя как гарант безопасности для своего союзника, это сильно ударит по имиджу ОДКБ и поставит под сомнение логику союзничества с Россией. С другой стороны, России очень важен Азербайджан как партнер. И мотивов портить отношения с Баку из-за карабахского вопроса просто нет.

Поэтому Россия не заинтересована в военном разрешении конфликта. А сейчас ситуация близка к тому, что это может произойти. У Азербайджана переполнена чаша терпения, все больше звучат призывы о необходимости решения проблемы. Другие же региональные игроки сейчас могут быть заинтересованы в том, чтобы произошла эска-лация конфликта. И реальная цель России - не допустить этого.

Однако российский политолог тут же признает, что это не значит, что конфликт будет решен, так как не верит "в разрешение такого рода территориальных конфликтов к обоюдному удовольствию сторон". Хотя, по его мнению, определенный политический прагматизм мог бы подсказать и Азербайджану, и Армении определенную сдержанность в этом вопросе. Карабахский фактор для обеих стран является балластом в мировой политике. Для Азербайджана, как для динамично развивающейся региональной силы и имеющей хороший потенциал, нет резона растрачивать силы на тупиковый военный конфликт. Несмотря на то, что экономический и военный потенциал Азербайджана выше, Нагорный Карабах имеет крепкий мобилизационный потенциал, учитывая количество армян в мире и их психологическую готовность, а также возможности армянской диаспоры.

Армения же находится в географической изоляции, особенно после конфликта России с Грузией. Отношения Армении и Турции тоже сильно завязаны на нагорно-карабахскую проблему, и для возобновления отношений с Анкарой Еревану эту проблему надо решать. Прагматически обеим сторонам это было бы выгодно, но вряд ли кто-то будет готов пойти навстречу другому. Поэтому лучшее, что можно сделать, - это сохранить статус-кво и не допустить очередного раунда борьбы.

По признанию автора, опыт приднестровского конфликта показал, что России не удается заменить формат миротворческих групп. Москве тогда не удалось вывести за скобки ЕС и США. К тому же США в равной степени для Армении и Азербайджана являются важным игроком, поэтому речь идет сейчас не о попытке вывести США из миротворческого процесса, а о попытке сорвать возможное размораживание конфликта в регионе. "По моему ощущению, Америка, как внерегиональный игрок, рассматривает для себя как приемлемый любой исход размораживания конфликта. В любом случае это будет означать увеличение зоны уязвимости Азербайджана и Армении и упрочение собственно американских ставок в регионе", - резюмирует Ремизов.

Напрашиваются определенные выводы. Во-первых, несмотря на утверждение господина Ремизова о заинтересованности России в урегулировании конфликта, по сути политолог признает, что вся дипломатическая активность Кремля направлена на "замораживание" мирного процесса на той или иной стадии.

Во-вторых, господин Ремизов опять же сам признает, что в "размораживании конфликта", то есть в его окончательном урегулировании, заинтересованы американцы и другие внерегиональные игроки, скорее всего, имея в виду Евросоюз.

Не исключено, что Россия на самом деле предложит "промежуточно-пакетный", но крайне выгодный для себя вариант урегулирования конфликта, о котором, кстати, недавно сообщили российские сайты. Взамен на освобождение пяти-шести районов открываются коммуникации и налаживаются политико-экономические отношения. Вопрос определения окончательного статуса Нагорного Карабаха остается на потом. Войска Армении формально выводятся с территории Нагорного Карабаха. Вместо них в зоне конфликта размещаются российские миротворцы, которые и гарантируют безопасность армян Нагорного Карабаха. И на этом все останавливается.

Этот вариант не выгоден ни Азербайджану, ни Армении. Однако С.Саркисян не располагает серьезными аргументами, чтобы отказать Д.Медведеву, особенно если вдобавок ко всему, Россия добьется и открытия армяно-турецкой границы.

А от Азербайджана взамен потребуют сказать "нет" НАТО и НАБУККО. Таким образом, Россия получит возможность навечно "заморозить" конфликт и навечно манипулировать как Арменией, так и Азербайджаном.

В этих условиях решающее слова останется за президентом Азербайджана. Ему или придется отказаться от "заманчивого" предложения об освобождении почти всех оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, но сохранить внешнеполитическую независимость, или согласиться на эту "пиррову победу" и оказаться в полной зависимости от капризов Кремля, так как в случае реализации этого мирного плана армянскую оккупацию Нагорного Карабаха заменит российская.

Создается почти абсурдная ситуация: перспективы сохранения независимости и Армении сегодня зависят от политической воли президента Азербайджана. Именно он может сорвать реализацию данного "мирного плана", если сможет настоять на международной миротворческой миссии, что не выгодно России...

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ