Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Зеркало» (Баку), 24.10.08
Р. Миркадыров
Активизация посреднических усилий России по карабахскому регулированию связана с двумя моментами: изменением ситуации в регионе после августовских событий в Грузии и продвижением Запада на Южный Кавказ. Такое мнение в беседе с корреспондентом "Туран" высказал руководитель Центра политических и экономических исследований Far Centr Хикмет Гаджизаде, комментируя инициативу президента России Дмитрия Медведева о проведении в начале ноября встречи лидеров Азербайджана, Армении и России.
Как отметил Гаджизаде, военный конфликт между Россией и Грузией привел к изменению ситуации в регионе. В частности, ближайший союзник России на Кавказе - Армения - оказался фактически лишен связей с внешним миром. С другой стороны, продвижение Запада на Восток и его присутствие в Грузии также заставляют Россию активизироваться для сохранения влияния в регионе.
По мнению Гаджизаде, Россия может предложить освобождение оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха и размещение там российских миротворцев. Вопрос же о статусе Нагорного Карабаха будет отложен. В таком случае карабахский конфликт будет заморожен, как это произошло на Кипре. Однако Запад также не хочет упускать инициативу и будет настаивать на размещении в регионе международных сил. Политолог затруднился ответить на вопрос, согласится ли Азербайджан с этим российским предложением.
Глава общественного форума "Во имя Азербайджана" Эльдар Намазов считает, что дипломатическую активность в регионе проявляет не только Россия, но и другие центры политических сил. При этом он указал на недавние визиты президента Турции в Армению и Азербайджан, поездки в регион французского и американского сопредседателей Минской группы ОБСЕ, поездки на прошлой неделе в Ереван заместителя госсекретаря США Даниэла Фрида. Все это последовало за военным конфликтом между Россией и Грузией. В целом есть общий настрой к решению карабахской проблемы.
"Именно активность многих игроков показывает, что конфликт не решался не только из-за неспособности сторон договориться, но и из-за отсутствия большой заинтересованности в этом влиятельных внешних сил", - заметил Намазов. Не помешают ли обострившиеся отношения Запада и России достижению согласия по карабахскому конфликту? На этот вопрос Намазов ответил, что карабахский конфликт как раз может стать одним из тех моментов, которые "могут восстановить баланс во взаимоотношениях Запада и России, нарушенный из-за конфликта в Грузии".
Насколько реально достижение прорыва в ближайшее время в карабахском урегулировании? По мнению Намазова, есть обнадеживающие факторы. В частности, основаниями для оптимизма служат "исторический визит" президента Турции Абдуллы Гюля в Ереван, прибытие кораблей Северного флота России в Турцию с дружественной миссией. "То есть происходят вещи, которые еще полгода назад невозможно было представить", - заметил Намазов. Вместе с тем он выразил мнение, что и сами стороны конфликта также не должны упустить появившееся "окно возможностей".
Политолог Зардушт Ализаде считает, что после событий в Южной Осетии по международному престижу России был нанесен урон, и она хочет восстановить его. Для этого Москва пытается выступить в роли миротворца в урегулировании карабахского конфликта. Естественно, Россия предложит такой вариант, который позволит ей сохранить свой контроль в регионе. В определенной степени будут удовлетворены интересы и азербайджанской, и армянской сторон. При этом Россия постарается решить вопрос в одиночку без западных партнеров, как это было в 1994 году в Бишкеке. Тогда, несмотря на дипломатические усилия европейских стран в рамках Минской группы ОБСЕ, соглашение о перемирии было подписано при посредничестве формально Межпарламентской ассамблеи СНГ, а фактически - одной лишь России.
По мнению Ализаде, теперь Россия может внести предложение об освобождении части оккупированных азербайджанских территорий с отсрочкой решения вопросов о статусе Карабаха, Лачинского коридора и возможно Кяльбаджарского района. В обмен на это Россия потребует размещения в регионе своих миротворцев. Если Азербайджан откажется от этого варианта, Россия в очередной раз заявит, "мол, мы предлагали вариант решения конфликта, но стороны не договорились".
Вместе с тем Ализаде не исключает предложения Россией варианта "газ в обмен на Карабах". То есть, в обмен на экспорт азербайджанского газа через Россию, она может согласиться оказать давление на Армению в карабахском вопросе. В таком случае Нагорному Карабаху может быть предоставлен статус по модели Аландских островов в Финляндии.
Вчера по поводу предстоящей встречи президентов высказались и хорошо информированные российские политологи. Выступая в ходе телемоста Ереван-Москва на тему "Итоги визита президента РФ Дмитрия Медведева в Армению", заместитель директора Центра кавказских исследований МГИМО, профессор Владимир Захаров заявил, что "Россия вовремя перехватила инициативу по урегулированию карабахской проблемы", сообщает "Новости-Армения".
"Визит президента России в Армению был очень кстати и вовремя. Ведь совсем недавно США перехватили инициативу по карабахскому урегулированию. Это самый главный вопрос, который сейчас стоит перед Арменией и Азербайджаном, да и России эта тема небезразлична", - сказал он. Как отметил В.Захаров, пятидневная война в Южной Осетии показала "что значит, когда США берут в руки все дела по урегулированию так называемых конфликтов на постсоветском пространстве".
"Поэтому Россия, вовремя перехватывает эту инициативу, и я считаю это очень положительным. По имеющимся сведениям, в ноябре уже должна состояться встреча трех президентов - Армении, Азербайджана и России. Я знаю, что в армянской прессе высказываются самые различные точки зрения, но это пока предположения, и мы тоже не будем вдаваться в них: а что будет, если..." - сказал он. Он уверен, что переговоры между тремя президентами должны начаться, если же этого не произойдет, то, значит, дело приостановилось.
Разрешение армяно-азербайджанских противоречий не в мирном ключе может повредить России, считает первый заместитель главы комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин. "Для России было бы ущербом, если с чьей бы то ни было стороны были предприняты действия, аналогичные тем, которые мы видели в августе на Кавказе", - сказал он. "Давайте вспомним, что когда выстрелы звучали в Южной Осетии, в регионе "НКР" отмечалось обострение ситуации и наблюдались нарушения режима прекращения огня", - напомнил он.
"Нужно исключить перспективу вмешательства в эти дела третьих стран, которые по каким-то своим причинам захотят растравить еще не зарубцевавшиеся раны", - считает он. По словам Затулина, давно уже сформирован пакет, в котором одновременно присутствует как признание фактической независимости Нагорного Карабаха, так и необходимость освобождения семи прилегающих к Карабаху районов Азербайджана.
Одним словом, российские политологи даже не скрывают, что главной целью Кремля на данном этапе является нейтрализация влияния "внешних сил", прежде всего США, на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта. Стоит обратить внимание и на то, что российские политологи уже забыли и о "важной роли" Турции в процессе урегулирования этого конфликта.
Как и предполагалось, Москва попыталась использовать турецкую кавказскую платформу для прорыва международной изоляции, в которой Россия оказалась сразу после агрессии против Грузии. А сейчас ситуация изменилась. И как следствие, России незачем делить Южный Кавказ с Турцией.
Это уже поняли и в Анкаре. США и Франция могут присоединиться к выдвинутой Турцией платформе стабильности и сотрудничества на Южном Кавказе". Об этом заявил премьер-министр Турции Реджеп Тайиб Эрдоган на открытии XII Международного бизнес-форума, сообщает 1news.az. Глава турецкого правительства подчеркнул, что создание совместно с Азербайджаном и Грузией в последние годы грандиозных энергетических и транспортных коридоров оживило экономику региона. Эрдоган особо отметил, что все эти проекты представляют историческое значение и соединят Запад с Востоком.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |