Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Правда.Ру, 06.11.08
Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию по-прежнему остается в центре внимания как отечественных, так и зарубежных политиков и экспертов. По просьбе "Правды.Ру" своим мнением относительно прозвучавших в послании идей с нами поделился первый заместитель председателя комитета Госдума по делам СНГ Константин Затулин.
- Сначала хотел бы обратить внимание, что произошли перемены в самом церемониале зачтения послания президента. Начиная с того, что место, где обычно депутаты, члены Совета Федерации, а также приглашенные лица выслушивали послание президента, было перенесено в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Если прежде слово президенту предоставлял один из руководителей Федерального собрания - председатель Государственной думы или председатель Совета Федерации - в этот раз на эти формальности не было обращено внимания. Президент вышел без каких-либо представлений.
Теперь о том, что касается главного, т.е. содержания. Было очевидно, что Дмитрий Анатольевич заинтересованно относился к тексту, он не был для него чужим, кем-то написанным.
И то, что, как мне кажется, бросилось в глаза многим - фактически полное отсутствие каких-либо рассуждений об экономике. Кроме, естественно, вопроса об ответственности за нынешний кризис, фразы о том, что даны поручения правительству работать над мерами экономической стабилизации и президент удовлетворен, что политические силы и Государственная дума, в которой они представлены, поддерживают меры по стабилизации экономики. Само существо этих мер, какие-то дополнительные предложения, которые подчеркивали бы президентскую инициативу в экономических вопросах – отсутствовали.
Это означает, что расставлены акценты в сферах ответственности президента, его администрации и правительства. И правительство взяло на себя ключевую роль, как это и положено, в вопросах экономики. К этой теме президент подходил только исходя из своего общего тезиса о необходимости укрепления демократии, прозрачности, соблюдения прав и человека, и собственника.
Он сосредоточился совсем на других темах. Большую часть времени он говорил о задачах, связанных с укреплением демократии в России, о необходимости законодательных и прочих улучшений и уточнений, и конечно сейчас, я уверен, будут комментироваться те предложения, которые были сделаны президентом.
Я напомню: речь шла о таких вещах, как изменения в избирательной системе и в представительстве политических интересов.
Когда президент заговорил о том, что партии, набравшие 5-7 процентов голосов избирателей, но не прошедшие в парламент, должны быть в нем представлены, то фактически речь зашла о двухступенчатом барьере. Таким образом, президент предлагает обсудить и принять решение в отношении усеченного (один-два мандата) представительства для партий, которые не прошли семипроцентный барьер для попадания в Думу.
Другое предложение – теперь главы федеральных округов во изменение прежнего порядка фактически теряют право формировать предложения на замещение должности глав администрации субъектов федерации, т.е. губернаторов. Теперь это право принадлежит тем политическим партиям, которые обладают большинством и формируют основной состав законодательного собрания, были победителями на выборах в местные региональные законодательные органы.
Таким образом, право выдвижения губернаторов уходит от глав федеральных округов в пользу руководства партии "Единая Россия" и ее председателя, главы правительства Владимира Путина.
Председатель правительства не как премьер-министр, а как руководитель партии победителя - "Единой России" - получил возможность опираться на вертикаль в регионах. Вот на это стоит обратить внимание, как и на то, что парламент получает право раз в год заслушивать отчет правительства. Думаю, что отчет правительства будет в какой-то мере не меньшей по значимости процедуре, чем послание президента Федеральному собранию.
Что касается увеличения срока полномочий президента до шести лет, то разговор о том, сколько находиться на своем посту главе государства периодически возобновляется. Сейчас на самом высоком уровне - на уровне президента - внесено предложение, которое, я уверен, при сегодняшнем раскладе сил, будет поддержано и Федеральным собранием, будет одобрено в конечной редакции и самим президентом. Здравый смысл и некоторая практика говорит о том, что подобного рода новшества должны быть задействованы со следующего срока. Т.е. не в отношении действующего президента и Госдумы, а в отношении будущих.
Внешнеполитический раздел отчасти был сведен к мерам, связанным с необходимостью обеспечения нашей независимости и суверенитета. Все это было в контексте произошедшего на Кавказе и кризиса в отношениях России с Западом, хотя он не был назван кризисом. Но очевидно, что элементы этого кризиса присутствуют и конечно, он был связан с продолжением экономического кризиса и вопросом об ответственности за него. Здесь слова президента по необходимости адресовались как ныне действующей, так и будущей администрации США. Президент ни разу не назвал победителя на выборах в США, хотя ясно, что им стал Барак Обама.
И ясно, что пассаж, связанный с мерами в отношении обороноспособности России, был ответом на размещение американских систем ПРО и тому подобных вещей в Центральной Европе, адресованы не столько уходящему, сколько будущему президенту США. И в этом плане с одной стороны, подчеркнуто, что у нас в России никакого антиамериканизма не отмечается даже на бытовом уровне и мы хотим сотрудничать с США. С другой стороны - не считайте нас дураками, не считайте нас незрячими людьми. Если вы предпринимаете какие-то действия, мы всегда будем на это реагировать. Президент особенно подчеркнул это, когда под аплодисменты зала сказал, что мы не отступимся на Кавказе. То есть отказа от признания Абхазии и Южной Осетии нет и быть не может.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |