Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Дмитрий Спивак: «Истинное лицо власти или Взгляд из закулисья».

05.11.08

Дмитрий Спивак, лидер общественно-политического объединения «Справедливая Одесса»

Вот и дождались. Наконец-то мы имели возможность лицезреть в прямом эфире весь комплект нашей политической элиты в премьерном показе политического телеспектакле «Спасем Украину». Вся страна прильнула к экранам телевизора во время последней программы «Свобода на «Интере». Весь украинский народ с надеждой вглядывался в лица наших вождей и оппозиционеров и вслушивался в каждое слово, пытаясь понять суть происходящего. Более того, мы рассчитывали получить ответы на интересующие всех извечные вопросы: «кто виноват?» и «что делать?». А главное – кто это будет делать и как? Увы, следует признать, что рейтинг ожидания программы и уровень разочарования по ее итогам – зашкаливали одинаково. Около 5 часов (с перерывом на рекламные вливания) в прямом эфире лидеры государства наперебой обвиняли друг друга в развале экономики и политической дестабилизации, не забывая при этом ловко манипулировать нашим сознанием. Однако эта дискуссия оказалась очень полезной для украинского общества, которое увидело истинное лицо наших лидеров и их истинные намерения. Но, давайте обо всем по порядку. Попытаемся проанализировать увиденное и поразмыслить о последствиях.

Итак, Виктор Ющенко, восседая на троне «над всеми» пытался продемонстрировать присутствующим «кто в доме хозяин». И надо признать, что в определенной степени ему это удалось. Но, рассуждая о макроэкономических тенденциях и путях выхода из финансово-экономического кризиса, Президент не проанализировал причины, приведшие к кризису. А ведь к провалу экономики нас привела бездарная и недееспособная власть. Во главе с Президентом. То есть, безответственность, аморфность, непрофессионализм и тотальная коррупция во всей системе (если она вообще есть) государственной власти привели, прежде всего, к деградации парламентаризма и полному дисбалансу в системе координат Президент-Парламент-Правительство. Говоря о необходимости реанимировать реальный сектор экономики и банковскую систему, В.Ющенко ни словом не обмолвился о том, что без консолидации всего отечественного политикума, без системной работы парламента и без профессионального правительства любые попытки будут обречены. Без политической стабильности и политического согласия – экономический подъем невозможен. А вот как раз политическую стабильность в ближайший год мы с Вами вряд ли увидим. На носу президентские выборы, и в своей маниакальной борьбе за власть наши претенденты на «царский трон» не способны интересы государства поставить выше своих политических амбиций. А если учесть, что нам предстоят еще и внеочередные парламентские выборы с теми же участниками и тем же «безрезультатным результатом», то можно констатировать: системных преобразований и изменений модели власти в ближайшее время не предвидится. А, значит, и кризис охватит «своими метастазами» все направления жизнедеятельности государства. И ответственность за это несут все первые лица страны во главе с Гарантом соблюдения наших прав и свобод.

Далее. Откровенно разочаровала Премьер-министр Ю.Тимошенко. Она вновь продемонстрировала, что майданные лозунги, предвыборная риторика оппозиционера и революционные призывы, наряду с социальным популизмом ей удаются гораздо лучше, чем необходимость созидания и профессиональный подход к развитию экономического потенциала страны. Говоря о непричастности Правительства к курсовому провалу и о невозможности контролировать деятельность Национального Банка, Премьер, мягко говоря, лукавит. Совершенно очевидно, что банковская система не «живет отдельно» от экономических процессов и политической составляющей. А вот экономикой и налогами, социальной сферой и развитием отечественной промышленности наряду с другими приоритетными направлениями многогранного поступательного развития страны призвано заниматься Правительство. И именно от профессионализма и сбалансированности его действий зависит и банковская система в том числе. Поэтому дисбаланс властных институтов и их полномочий в совокупности с очередным этапом псевдорыночных манипуляций с перераспределением ресурсов и собственности привели к политической дестабилизации, что, в свою очередь, повлекло за собой глубокий и системный финансово-банковский кризис. Мне представляется, что правительство, сформированное по квотно-партийно-олигархическому принципу без учета профессиональных качеств исполнителей, не имеет шансов сбалансировать экономику страны и улучшить жизненные показатели своих граждан. Сегодня государственная машина полностью разболтана, а ее мотор – исполнительная власть – хрипит и чихает, как только пытаешься сдвинуть ее с места. Чиновники «двигают бумаги» и «программы», но не реальные дела.

Что касается позиции спикера А.Яценюка, которая была озвучена в эфире. Мне представляется, что Арсений Петрович глубоко и профессионально разбирается в финансово-экономических тенденциях, неплохо ориентируется в банковской сфере и понимает, что отсутствие общепризнанных «правил игры» и конституционной дисциплины не способствуют развитию сильного и эффективного государства. Однако, являясь представителем новой политической элиты, Арсений Яценюк не может полностью раскрыть свой потенциал на современном этапе, т.к. вынужден оглядываться на позицию Президента, тем самым ограничивая свои маневры. А ведь именно смена политических элит сможет дать толчок для возрождения страны в целом и личного достоинства граждан. Значит, не пришло время. А жаль.

Теперь несколько слов о главном оппозиционере, председателе теневого правительства В. Януковиче. Мне показалось, что профессиональная дискуссия об экономических проблемах, в которой нет места стандартному набору предвыборных тезисов о НАТО и русском языке, не является сильной стороной экс-премьера. В отсутствие политических и идеологических аспектов провокационного характера мы не услышали четкого и вразумительного ответа на то, что необходимо предпринять для стабилизации ситуации в сложившихся обстоятельствах. Поэтому, потеря настойчивости и государственной воли в решении начатых и давно декларируемых дел приводит к колебаниям и попыткам переложить груз проблем и, главное, ответственность на других. 

Одним словом, мы так и не услышали от первых лиц государства слова покаяния и осознанного понимания того, что каждый из них причастен к системному кризису власти и к обнищанию украинского народа. А без покаяния и анализа своих ошибок невозможно сделать правильные выводы и обозначить пути решения главных целей и задач, стоящих перед украинским обществом. У великого философа Сенеки есть высказывание: «Когда не знаешь, к какой гавани держишь путь, ни один ветер не будет попутным».

Таким образом, проведя аналогию с театром, можно сделать определенные выводы. Основная проблема нашего политического театра заключается в том, что главные действующие лица играют не свои роли. Т.е. мы увидели серьезный потенциал знающего экономику и финансовую систему В.Ющенко в роли премьер-министра, образованного и стратегически мыслящего А.Яценюка, наверное, в роли топ-управленца или лидера будущей правящей элиты и настоящего лидера оппозиционной силы в лице Ю.Тимошенко. Толерантный и опытный Литвин мог бы примерить «маску» спикера, а В.Янукович в данной пьесе под названием «Спасем Украину» роли себе не нашел. Однако, главная трагедия украинского политического закулисья состоит в том, что мы не увидели главного режиссера этого действа, способного правильно распределить роли для основных актеров и выстроить стратегическую линию спектакля, опираясь на потребности зрительного зала. Более того, если корабль украинской государственности начинает тонуть, то спасти его могут только слаженные действия всей команды во главе с капитаном, способным принимать решения и брать всю полноту ответственности на себя. Мы, к сожалению, такого пока не нашли. Что ж, колесо истории не остановить. Значит, время для процветания и стабильности в Украине еще не наступило.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ