Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Либерализация в кредит: на условиях России и МВФ

www.belgazeta.by, 06.11.08 

Федор Жахов

Российское правительство согласилось выделить госкредит Белоруссии, но явно не в тех объемах, на которые рассчитывало белорусское руководство, что и вынудило последнее обратиться за дополнительной финансовой помощью к МВФ.

Вместо $2 млрд. единовременной финансовой помощи российский Минфин хотел было ограничиться кредитным траншем в $500 млн. до конца года. Но потом россияне расщедрились, решив дать $1 млрд. в ноябре и удовлетворить вторую часть белорусской кредитной заявки в I квартале следующего года. Однако начало кредитования российское правительство связывает «с принятием плана совместных действий, которым будут определены меры экономического характера», - об этом в интервью «Прайм-ТАСС» заявил замминистра финансов России Дмитрий Панкин.

В конце 2000г. Белоруссия также рассчитывала получить от России правительственный стабилизационный кредит«для поддержания курса белорусского рубля и выравнивания платежного баланса страны» в сумме $200 млн. и RUR4,5 млрд. из Центробанка России для создания основы стабилизационного валютного фонда Нацбанка Белоруссии. В итоге банковский кредит был получен в заявленном объеме, а сумма правительственного кредита сократилась до $100 млн. Причем одновременно стороны подписали план совместных действий, разработанный в соответствии с соглашением о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства.

Ситуация, складывающаяся с российским кредитом в 2008г., похожа на расклад 2000г. не только по форме, но и отчасти по содержанию. Согласно заявлению Панкина, в новом плане совместных действий будут зафиксированы вопросы валютного курса, платежного баланса Белоруссии, использования российского рубля во взаимной торговле, приватизации и доступа российских компаний на белорусский рынок, из чего нетрудно предположить, что Россия опять будет настаивать на привязке белорусской национальной валюты к российскому рублю, а не к американскому доллару.

Именно такое условие было твердо зафиксировано во втором блоке мер плана совместных действий образца 2000г. Но с 2007г. Беларусь не обеспечивает стабильную привязку своей валюты к российскому рублю. Тем не менее Александр Лукашенко недавно поведал Дмитрию Медведеву об отказе Белоруссии от доллара в пользу российского рубля: «Мы осознанно перешли на российский рубль, отказались от доллара, когда нас начали прессинговать. И для нас очень важен совет, в каком направлении нам двигаться».

Если в торговле нефтепродуктами (удельный вес которой составляет 35% общего объема белорусского экспорта) Белоруссия и отошла от доллара, то только ради того, чтобы приблизиться к евро, о чем свидетельствует белорусская статистика валютной выручки. За январь-сентябрь 2008г. доля евро в валютной выручке белорусских предприятий составила 37,9% против 11% в январе-сентябре 2007г. Резкий рост доли евро в расчетах по экспорту объясняется переходом Белоруссии на европейскую валюту при экспорте продуктов нефтепереработки. Доля доллара США в валютной выручке снизилась с 54,3% до 31,7%. Собственно, как и доля российского рубля, которая уменьшилась с 33,5% до 29%.

Вряд ли истинное положение дел неизвестно российскому правительству. Вот и настал звездный час, когда российское руководство может потребовать от своего союзника выполнения других пунктов плана от 2000г. Например, обеспечения унификации налогового законодательства и выравнивания уровней налоговых изъятий. Или проведения масштабной продажи госимущества и приватизации в Беларуси, намеченных на 2001г., а затем и унификации механизмов ценообразования, отмены госрегулирования цен на нефть и нефтепродукты, водку и алкогольные изделия, продукцию общепита и многие другие товары и услуги, производимые субъектами хозяйствования, занимающими доминирующее положение на рынках.

Надо полагать, наличие такого большого количества мер, не реализованных белорусским правительством, значительно облегчит разработку нового плана совместных действий. При желании российское правительство разработает его за полдня и предъявит к подписанию в обмен на кредит, отказаться от которого в сложившейся ситуации для Белоруссии не представляется возможным, поскольку ни одна другая страна и ни одна международная финансовая организация не даст денег на более льготных условиях.

Россияне готовы предоставить кредит на 15 лет с пятилетним льготным периодом по выплате основного долга. И даже МВФ, выделяющий деньги только странам третьего мира, в этом деле России не конкурент. По суммам кредита или по ставкам (4% в среднем) - пожалуй, но не по срокам. МВФ собирается ссудить Украину деньгами на $16,5 млрд. всего на 2 года, а Венгрию наградил $15 млрд. на 17 месяцев. При этом перед принятием решения о выделении кредита типа stand by МВФ потребовал от Украины принятия закона об антикризисных мерах и выполнения некоторых условий, сопровождающих стабилизационные кредиты. Например, выровнять цены на газ для внутренних потребителей с импортной ценой газа. Венгрии же придется сократить дефицит бюджета до объема не более 2,5% к ВВП, включив в план расходов только те мероприятия, на которые у правительства реально имеются деньги. Второе общее условие МВФ: любыми средствами избежать сокращения госдоходов.

В этих целях правительству неизбежно придется пойти на непопулярные меры: урезать социальные выплаты, отменить дополнительные денежные выплаты пенсионерам и госслужащим, обеспечить жесткий контроль госрасходов. Вполне возможно, что МВФ может также потребовать от Белоруссии ограничений директивного кредитования и масштабов поддержки госпредприятий из бюджета, что вызовет еще большее сокращение производства и экспорта.

В любом случае, чтобы получить искомые $4 млрд., Белоруссии придется пойти на реформы, инициируемые МВФ и Россией. Причем одновременно. Ведь Белоруссия стала второй страной в мире (после Исландии, стоящей на грани дефолта), обратившейся за финансовой помощью и к МВФ, и к России. Случай уникальный. И на этот раз президент решил не противиться неизбежному, предложив правительству «сделать значительные шаги по либерализации и дебюрократизации всей системы». Срок либерализации обозначен: до 1 января 2009г.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ