Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Лента ПМР», Тирасполь, 29.10.08
Антон Алешкин
Попытки России по примирению Молдавии и ПМР успешно блокируются обещаниями Евросоюза
В начале октября в очередной раз сорвалась встреча президента Молдавии Владимира Воронина и лидера Приднестровья Игоря Смирнова. О переговорах Воронина и Смирнова, которые должны были возобновить процесс урегулирования приднестровского конфликта, было заявлено еще в начале сентября. С тех пор встречи не раз переносились. Последний раз об очередной встрече было объявлено в начале октября, но по ряду причин она так и не состоялась. Это практически означает, что разморозки в урегулировании конфликта, на которую рассчитывали в России, не будет.
Москва активизировала усилия по вопросу урегулирования приднестровского конфликта накануне признания независимости Абхазии и Южной Осетии. 25 августа Дмитрий Медведев встретился с Владимиром Ворониным в Сочи. Несколько дней спустя сочинскую резиденцию российского президента посетил Игорь Смирнов, который после двухчасовых переговоров заявил, что готов начать диалог с Молдавией.
Интерес России очевиден: мирное присоединение ПМР к Молдавии на фоне вооруженного противостояния в Грузии значит – показать, что Россия стремится урегулировать давнишние конфликты на постсоветском пространстве при помощи переговоров, без применения силы. К тому же успех в данном деле укрепил бы Россию в роли эффективного миротворца. Это также дало бы гарантии невступления Молдавии в НАТО.
Владимир Воронин сам приложил определенные усилия, чтобы улучшить отношения с Россией и вернуть на российский рынок молдавские вина. В Москве рассчитывали на его сговорчивость. Приднестровье в значительной степени зависит от экономической помощи со стороны России, значит, Игоря Смирнова тоже можно склонить к уступкам. Весной этого года состоялась первая, после семилетнего перерыва, встреча президентов Молдавии и ПМР, на которой были достигнуты определенные договоренности, призванные возобновить урегулирование.
Ситуация требовала решительных действий, так как в Молдавии уже весной пройдут парламентские выборы, после которых будет обновленный состав депутатов. Этот парламент изберет нового президента – не Воронина, который уже пробыл максимальные два срока.
После встреч Медведева с Смирновым и Ворониным в августе российские официальные лица начали высказываться о своем видении решения конфликта. Как стало понятно, в Москве собирались вернуться к так называемому "меморандуму Козака" – разработанные в 2003 году принципы объединения территорий на берегах Днестра в федеративное государство. Дмитрий Козак в 2003 году был заместителем руководителя президентской администрации. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Урегулирование по "меморандуму Козака" было выгодно для России и идеально для Приднестровья. Для Молдавии же эта схема была менее приятна, так как представители Приднестровья получили бы в верхней палате парламента будущей федерации право вето по многим вопросам. Кишиневу нужна была большая свобода. В последний момент, под давлением Соединенных Штатов и Евросоюза, Владимир Воронин отказался подписывать уже согласованный меморандум. На подписание планировал прилететь Владимир Путин, история получилась скандальной. Это явилось одним из самых крупных внешнеполитических поражений современной России. Отношения между Москвой и Кишиневом испортились на четыре года.
Совершенно ясно, что попытка реанимации "меморандума Козака" в сентябре 2008-го не могла понравиться молдавской стороне. Послу РФ в Молдавии Владимиру Кузьмину пришлось пояснить в эфире кишиневского канала PRO-TV, что Москва не настаивает на возвращении к меморандуму, а лишь считает, что в этом документе находится немало полезных положений. Но ситуация все равно вернулась к состоянию пятилетней давности: ЕС с Кишиневом против Москвы и неопределенная позиция Тирасполя.
Идею урегулирования в трехстороннем порядке резко осудил Евросоюз и потребовал возвращения к формату "5+2"(Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина и наблюдатели от США и Евросоюза).
На данный момент Евросоюз является главным оппонентом России по урегулированию приднестровского конфликта. США публично не вмешиваются в процесс. Изначально, в Москве не воспринимали ЕС, как серьезного противника. У российской дипломатии на руках был ряд козырей: особые связи с Тирасполем, успешный опыт договоренностей с Кишиневом. Однако дипломатия ЕС оказалась весьма успешной.
Кальман Мижей – спецпредставитель ЕС в Молдавии – заявил на встрече с Владимиром Ворониным, что Молдавия может стать важнейшей страной в проекте "Восточное партнерство", предполагающем активизацию стратегического партнерства с восточными соседями ЕС. Госсекретарь Франции по европейским делам заявил даже, что Молдавия заслуживает большего, чем участие в программе "Восточное партнерство", в ответ на свои европейские устремления.
Вряд ли молдавское руководство настолько наивно, чтобы рассчитывать на скорое и значительное упрощение визового режима или соглашение о свободной торговле. Но избиратели не одобрили бы отказ от подобных перспектив в пользу российского плана урегулирования. Сближение с ЕС – стратегический выбор молдавского руководства, а по "меморандуму Козака" Тирасполь получил бы вес в вопросе интеграции в ЕС.
Очевидно, что, почувствовав европейскую поддержку, молдавский лидер Владимир Воронин стал искать способы отказаться от российских предложений и заявил, что иного формата урегулирования кроме "5+2", быть не может. А его планируемая встреча с Дмитрием Медведевым, на которой будет присутствовать Игорь Смирнов, носит исключительно консультативный характер, и никакие соглашения там подписываться не будут.
Позиция Кишинева ясна. Оказывается, что и Тирасполь доволен своим непризнанным статусом, так как там понимают, что Россия не откажется от поддержки ПМР в силу представлений о стратегических интересах и международном престиже. Поэтому Игорь Смирнов возвращается к привычной риторике, заявляя, что "нужно устанавливать нормальные отношения между двумя соседними государствами ПМР Республикой Молдова". При этом в Тирасполе полагают, что России стоит увеличить число своих миротворцев на территории непризнанной республики.
Оказалось, что одних обещаний Евросоюза достаточно, чтобы в очередной раз сорвать возобновившееся урегулирование конфликта. Только в связи с событиями финансового кризиса выполнение этих обещаний становится для Молдавии журавлем далеко в небе, может быть стоит посмотреть в сторону своих восточных соседей и партнеров, которые предлагают синицу в руки…
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |