Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
AVA.MD, 04.11.08
Владимир Москалёв, председатель ОА "Общественная Палата"
Слабая власть – угроза государственности. То, что все три ветви находятся в кулаке у правящей коалиции, ещё не признак силы. Централизация власти – не всегда гарантия единения общества. Уже сейчас просматриваются предполагаемые линии разлома. Ещё более электризует ситуацию ожидание предстоящих выборов. В кулуарах шепотом обсуждается будущая конфигурация предвыборных блоков: кто с кем будет дружить (до и после). Общество стоит перед серьёзными вызовами: будет ли государство едино и состоится ли оно вообще, как независимое, какова будет национальная политика и внешние ориентиры, определяющие будущее страны.
Несколько удивляет и настораживает, что если партии, едва пытающиеся занять место на политическом Олимпе эти темы поднимают, то партии-старожилы общественные дискуссии обходят и более настроены торговаться и договариваться, чем спорить и отстаивать какие-либо принципы.
Создаётся видимость, что внедрённая в аграрном секторе система т.н. «лидеров», без существенных изменений воспроизводится на политическом поле: авторитарная форма управления и раздача дивидендов по завершении проекта. Все схоластические разговоры о демократии – не более чем дань моде. Всё создано исключительно под Председателя, что при отсутствии «скамейки запасных» делает любую партию весьма уязвимой и зависимой. Потому к предвыборному «забегу» дойдут далеко не все.
Здесь свои правила. Ставят, как на лошадь, оценивая её шанс попасть в призёры. Однотипные программы вроде: «улучшить», «повысить», «искоренить»,- кому они интересны и кто их читает?
«Политический вес» (административный, финансовый, медийный ресурсы) беспартийного чиновника может перевешивать рейтинг нескольких партий, вместе взятых, настолько, что тот уже рассматривается как один из вероятных фаворитов.
Я никогда не идеализировал западную демократию. Мне всегда ближе была платоновская модель государства, согласно которой страной должны управлять «философы», а не актёры или олигархи. Но есть и там свои плюсы. Мы же, как обычно, идём своим путём.
Согласно нашей модели во власть идут, в основном, бывшие или действующие госчиновники. Да, здесь мы не увидим жарких дебатов однопартийцев, как между Б.Обамой и Х.Клинтон. Зато где вы увидите в числе лидеров конкурирующих партий сразу двух экс-премьеров и одного вице (Н.Андроник - в президентство Снегура, Д.Брагиш - в президенство Лучинского, В.Тарлев - в президентство Воронина)? Безусловно, опытные топ-менеджеры, каждый из которых постоял у руля исполнительной власти. Почему бы им ради общего дела не создать общую партию? Скажем, Социал-Республиканскую Народно-Центристскую Демократическую партию (СРНЦДП)?
А где вы увидите во власти коммунистов, проводящих либеральные реформы, и смело отказавшихся от марксизма? Сегодня они лучше других освоили политический менеджмент и являются безусловными лидерами. Но кто его знает, не зачерпнёт ли бортом, сбившийся с курса, обросший ракушечником и покинутый своим капитаном корабль, отрезвляющей морской воды?
Для многих, исповедующих олимпийский принцип: «главное не победа, главное участие» предстоящие выборы – лишняя возможность себя показать. Будет сколь-нибудь заметный результат - появятся основания для будущего торга. Рискуют «удивить», не войдя во власть, «старожилы» ДПМ и АМН. В тоже время обращают на себя внимание энергичные: на левом фланге – «Единая Молдова» (А.Ткач), на правом, на фоне стайки либеральных партий - Либерал Демократическая Партия (В.Филат).
Сложно сказать, кто в этой политической «тройной ухе», как мелкие и колючие ерши будет выброшен из кастрюли, составив навар, а кто в ней останется.
Но речь, по большому счёту, не о них, больших или не очень, успешных или нет. Проблемность будущего парламента в том, что единой, работоспособной коалиции может не сложиться. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело, только мука». Это значит, что объединяться придется не вокруг стратегических целей, а ради мелких конъюнктурных интересов, ради амбиций всем надоевших «политических карликов». А это значит, что Власть будет слабой, непоследовательной и подверженной внешним влияниям.
Фактор времени начинает играть всё большую роль. По многим проблемным ситуациям процессы грозят принять необратимый характер. Все эти наши неуклюжие попытки одним и тем же «местом» усидеть «во встречных поездах» до добра не доведут. Необходимы решительные и последовательные шаги. Кто сможет помочь нам, как не мы сами?
В противном случае можно будет говорить не о формате 2 плюс 5, а о счёте 5:2, где проигравшей стороной окажется Республика Молдова.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |