Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Новости – Армения, 29.10.08
Гагик Багдасарян
Уходящий месяц ознаменовался рядом ключевых событий, прямо или косвенно связанных с карабахской проблемой, процессом ее урегулирования, уточнением позиций сторон.
Все это происходит на фоне кардинальных геополитических изменений в региональном и глобальном масштабах, окончательного разрушения однополярного миропорядка и открытого соперничества между основными игроками мировой политики.
Тем не менее, следя за процессами вокруг карабахского урегулирования, можно с абсолютной уверенностью утверждать, что страны, которых принято называть сверхдержавами, едины в подходах как минимум по двум ключевым вопросам. Во-первых, они полностью исключают возможность силового решения проблемы, во-вторых, полностью осознают необходимость уважения права народа Нагорного Карабаха на самоопределение, без чего урегулировать конфликт невозможно.
При этом разные страны выступают против попыток военного решения проблемы в силу разных причин, но основной, по всей видимости, является полная непредсказуемость последствий возможного возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта, которые даже оптимисты иначе как катастрофическими не называют.
В этой связи мало кто верит, что Азербайджан решится повторить грузинскую авантюру и развязать колониальную войну в XXI веке. Эксперты склонны считать, что перманентно звучащие воинственные заявления азербайджанского руководства и раздуваемая милитаристская истерия предназначены для внутреннего пользования. Хотя не совсем понятно, зачем нужен популизм в стране, где за президента "в лучших демократических традициях" голосует чуть ли не 100% избирателей.
Тем не менее, подобные "воинственные пляски" являются чисто внутренним популизмом, так как они не оказывают на армянскую сторону абсолютно никакого воздействия.
Именно так можно трактовать заявления руководства Нагорно-Карабахской Республики по итогам завершившихся в Арцахе тактических учений по боевой стрельбе. Официальная позиция НКР, озвученная президентом республики Бако Саакяном и министром обороны Мовсесом Акопяном предельно ясна - на шантаж никто поддаваться не собирается. Независимость НКР не может быть предметом торга, заносчивые заявления о "заоблачных" размерах азербайджанского военного бюджета карабахцев не пугают. К подобным сентенциям бакинских деятелей в Карабахе относятся более чем спокойно, как и подобает людям, уверенно контролирующим ситуацию и не сомневающимся в собственных силах.
Ни у кого не вызывает сомнения, что основным принципом урегулирования карабахской проблемы будет международно признанное право нации на самоопределение. Для четырех из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН это право доминирует над так называемым принципом территориальной целостности, о чем свидетельствует признание независимости Косово, Южной Осетии и Абхазии.
Следует предположить, что настаивать после этого на "незыблемости и неприкосновенности" административных границ бывших советских республик, не учитывая право на свободное волеизъявление народов, так называемому международному сообществу не позволят не только сложившиеся реалии, но и элементарная порядочность.
И не случайно заместитель Государственного секретаря США Дэниел Фрид напомнил, что право наций на самоопределение является такой же нормой международного права, как и принцип территориальной целостности. Высокопоставленный представитель Госдепартамента предупредил также Азербайджан о том, что "военное решение карабахского конфликта невозможно".
За исключительно мирное урегулирование карабахской проблемы выступает и официальная Москва, о чем неоднократно заявляли представители российского руководства.
Президент Армении Серж Саргсян недавно озвучил принципы, на основе которых возможно решение проблемы.
По словам главы армянского государства, урегулирование конфликта возможно, если Азербайджан признает право народа Нагорного Карабаха на самоопределение, если Нагорный Карабах будет иметь сухопутную границу с Арменией и если международные организации и передовые страны будут гарантировать безопасность народа Нагорного Карабаха.
Несомненно, эти принципы вполне реалистичны и справедливы. Нагорно-Карабахская Республика имеет больше исторических, правовых, политических оснований для признания де-юре со стороны международного сообщества, чем кто-либо другой.
Карабах, в отличие от Азербайджана, воспользовался правом на самоопределение, не нарушая советского законодательства, а, следовательно, правовые основания провозглашения Нагорно-Карабахской Республики безупречны и международное сообщество рано или поздно будет вынуждено с этим считаться.
Безусловно, урегулирование любого конфликта возможно лишь на основе компромиссов и взаимных уступок. На это и нацелены переговоры с участием американского, российского и французского посредников. Однако естественное право народа самому распоряжаться своей судьбой должно быть безоговорочным и неоспоримым.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |