Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
ПОЛИТКОМ.RU, 05.11.08
Cергей Расов
В конце минувшей недели состоялась долгожданная встреча президентов Армении Сержа Саркисяна и Азербайджана Ильхама Алиева при посредничестве Дмитрия Медведева в Москве. По ее итогам была подписана Декларация из пяти пунктов, которая вызвала нескрываемое разочарование в Азербайджане и сдержанную реакцию в Армении.
В Декларации стороны согласились с тем, что будут способствовать «политическому урегулированию нагорно-карабахского конфликта на основе принципов и норм международного права», подтвердили статус посредников Минской группы ОБСЕ и договорились «продолжить работу». Положительным единственным шагом этого соглашения является то, что президенты Армении и Азербайджана поставили свои подписи под совместным документом, чего не было практически 15 лет. Все остальное из области благих намерений и пожеланий. Например, в Декларации только упоминаются так называемые «мадридские принципы» урегулирования конфликта выработанные в 2007 году. Речь идет о том, что территории вокруг Нагорного Карабаха должны вернуться Азербайджану, в Карабах возвращаются азербайджанские беженцы, а затем уже решается вопрос о статусе непризнанной республики. Каждая из сторон трактует их в свою пользу. Далее, в Декларации нет ни слова, что стороны берут на себя обязательство не применять силу. Иначе говоря, военный вариант разрешения «замороженного конфликта», все-таки возможен. Косвенно это подтвердил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. На прямой вопрос журналистов – лишает ли подписанный документ право Азербайджана на решение проблемы военным путем, пресс-секретарь МИД сказал, что «сущность Декларации заключается в том, чтобы показать, как конфликт может быть урегулирован мирным путем».
Что весьма печально. Напомню, что такого «мирного пункта» соглашений безуспешно добивалась Россия в отношении Абхазии и Южной Осетии от Грузии. Не получилось, - в результате война. Вероятно, Дмитрий Медведев не смог убедить Ильхама Алиева внести его в Декларацию, учитывая, что в Азербайджане, это могли расценить как слабость своего президента. Возникает вопрос, зачем нужна такая декларация? Есть и другие вопросы:
Например, почему на встрече не присутствовал президент непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян? Ведь когда заходит вопрос об урегулировании конфликта в Грузии, Россия жестко ставит требование приглашать на любые переговоры и обсуждения лидеров Абхазии и Южной Осетии. Или почему Москвой демонстративно были проигнорированы сопредседатели Минской группы? Директор отдела Азербайджанской дипломатической академии Пол Гобл, например, расценил такое поведение Медведева, как «демонстрация превосходства России над другими странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ».
Их неучастие в этих переговорах выглядело, мягко говоря, нелогично. В итоге такая обтекаемая декларация «ни о чем», вызвала абсолютно противоположные интерпретации и на шаг не продвинула мирный процесс.
«Президент Азербайджана накануне поставил свою подпись под документом, в котором нет речи о том, что принцип территориальной целостности важнее других принципов международного права», - такой комментарий дал начальник отдела по связям со СМИ пресс-службы МИД Армении Тигран Балаян. Депутат парламентской фракции АРФ «Дашнакцутюн» Арцвик Минасян заявил, что «необходимо достичь того, чтобы Азербайджан вынудили подписать документ, где он отказывается от возможности решения конфликта силовым путем или попыток давления на противоположную сторону подобной угрозой». До этого АРФ «Дашнакцутюн», заявила о готовности выйти из правящей коалиции, если власти проигнорируют интересы Карабаха. Кстати, президент НКР Бако Саакян, ни о каком ущемлении суверенитета республики тоже слышать не желает. Армянская ассамблея Америки распространила заявление, в котором с удовлетворением отмечает, что в прошлом осталась «неуступчивую позицию Азербайджана и ее воинственная риторика». По словам председателя Союза политологов Армении Амаяка Ованнисяна, подписание декларации не подразумевает никаких территориальных уступок, возвращения Нагорного Карабаха в состав Азербайджана. Заметив, что факт соглашения, дает повод многим аналитикам для опасений, что будут попраны «принципы права наций на самоопределение».
Пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим заявил, комментируя подписанный президентами трех стран в Москве документ, что «принцип соблюдения территориальной целостности является основополагающим среди других принципов, отраженных в международном праве и во всех других международных документах». «В международных документах и в международном праве принцип территориальной целостности ставится выше права на самоопределение», - заметил дипломат. И добавил, что «Нагорный Карабах должен иметь свой статус в составе Азербайджанской Республики, как и другие регионы Азербайджана». Что касается политологов и экспертов Азербайджана, то они весьма невысоко оценили продуктивность встречи в Москве. Например, Ильгар Мамедов прямо назвал «провалом» нынешний раунд переговоров. В свою очередь эксперт Задушт Ализаде заявил, что подписанная Декларация «ничего серьезного не представляет, лишь общие слова». По словам политолога Расима Мусабекова, документ служит интересам лишь российской пропаганды и «ничего ценного не содержит». В заявлении Партии единого народного фронта Азербайджана говорится, что справедливое урегулирование конфликта при посредничестве России невозможно, так как азербайджанские земли были отданы Армении именно при поддержке России. Негативно восприняли Московскую Декларацию и в Организации освобождения Карабаха. В заявлении Организация призывает руководство Азербайджана «выйти из этих процессов, полностью отвечающих интересам России и Армении и серьезно угрожающих судьбе Карабаха».
Были ли достигнуты какие-то закулисные договоренности в ходе переговоров тет-а-тет между Алиевым и Саркисяном, можно только гадать. Если после этой встречи последуют реальные изменения, например, начнется вывод войск из районов примыкающих к НКР, возвращение земель Азербайджану, возвращение беженцев и вынужденных переселенцев… А в ответ, Азербайджан даст добро на проведение референдума о статусе Нагорно-Карабахской Республики и признает его итоги, то тогда можно будет поставить «отлично» Дмитрию Медведеву как искусному переговорщику. В противном случае, эта Декларация так и останется ни к чему не обязывающей документом о благих пожеланиях.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |