Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Day.Az, 06.11.08
- На Ваш взгляд, что даст Армении и Азербайджану, в том числе России подписание Декларации по Нагорному Карабаху?
- Ситуация, сложившаяся вокруг нагорно-карабахского конфликта, сползала к возможному военному противостоянию. Есть несколько причин «сползания».
Первое – это сам конфликт на Южном Кавказе, в частности грузино-осетинский.
Во-вторых, - конфликт с Соединенными Штатами Америки, которые являются мощной дестабилизирующей силой в регионе.
И, в-третьих, это стремительное изменение баланса сил в пользу Азербайджана, что могло его подтолкнуть на силовое решение конфликта.
Наконец, в четвертых - это признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Декларация по Нагорному Карабаху позволила заморозить сползание к силовому решению конфликта.
Еще одну важную вещь необходимо подчеркнуть. Россия продемонстрировала волю к тому, чтобы не быть односторонней силой, которая занималась бы признанием «сепаратистских режимов». Москва выступает фактором стабильности на Кавказе. И в этом смысле Кремль демонстрирует активную роль на Южном Кавказе, подчеркивая серьезность и солидность своих намерений.
- Вы согласны с мнением, что после югоосетинского конфликта Москва всерьез задумалась над урегулированием нагорно-карабахского конфликта, дабы полностью не потерять своего влияния на Азербайджан. Ведь потеряв Тбилиси, а вслед и Баку, Кремль потеряет и Южный Кавказ…
- Думаю, что Россия давно задумалась над этим вопросом. С каждым днем реально усиливается западное и американское влияние на Азербайджан. А США - это дестабилизирующий фактор на Южном Кавказе. Ведь именно с их «благословения» и началась война в Южной Осетии.
У Москвы нет такой самоцели стать влиятельной державой на Южном Кавказе. Стабильность на Кавказе – вот что отвечает национальным интересам России. И для этого Москва должна оказывать влияние на Южный Кавказ.
- Как Вы считаете, насколько сегодня отвечает интересам Москвы внешнеполитический курс официального Баку?
- Россия желает, чтобы Азербайджан стал ее стратегическим союзником и опорой на Южном Кавказе. Однако этого не происходит. И связано это с тем, что Россия не достаточно была сильной.
Есть некий крен в сторону США во внешней политике Баку. Но в тоже время сказать, что Азербайджан стал форпостом США, было бы неверно. Баку пытается проводить сбалансированную политику. Мне кажется, что Россия должна проводить более активную политику на Южном Кавказе, в частности активизация отношений с Турцией.
Внешняя политика Анкары считалась стабильной. Но сегодня Турция сменила внешнеполитический курс, так как видоизменились две основы ее внешней политики. Первая – это то, что Анкара «рвалась» вступить в Европейский Союз. Вторая – Турция считалась стратегическим союзником США на Ближнем Востоке. Сегодня обе основы, как я уже отметил, изменились. Анкара осознала, что европейцы не впустят ее в ЕС, а США создали Турции достаточно проблем. В югоосетинском конфликте Турция де-факто поддержала позицию России, отказала США в праве ввести в Черное море столько военных кораблей, сколько они хотели.
Укрепление российско-турецких связей способствует сближению Москвы и Баку. России очень важно исключить ключевую дестабилизирующую силу из Южного Кавказа – США.
Но и здесь ситуация может измениться. В США приходит новый президент. Из Белого дома будут исключены творцы политики Джорджа Буша – неоконсерваторы, являющиеся основными виновниками авантюристко-имперской политики, проводимой последние несколько лет.
- Действительно ли ключ урегулирования нагорно-карабахского конфликта находиться в Кремле? Насколько сильна сегодня позиция Баку в нагорно-карабахской проблеме?
- Во-первых, ключа к разрешению данного конфликта нет ни у одной внешней силы. Он есть лишь у Армении и Азербайджана. Во-вторых, конфликты ни в коем случае нельзя размораживать. Не буди лихо, пока оно тихо. В-третьих, любые решения в таких вопросах всегда являются временными.
Необходимо мирно размораживать экономическо-гуманитарное сотрудничество. Пусть люди ездят друг к другу, торгуют, неправительственные организации совершают взаимные поездки и т.д. Голодные и злые будут воевать, а богатые и сытые будут стараться решать эту проблему.
Благополучно сейчас решить этот вопрос мы не можем. Будем создавать условия для дальнейшего какого-нибудь решения.
Окончательного разрешения нагорно-карабахского конфликта не будет никогда. Все формы разрешения будут временными.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |