Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Известия.Ру, 06.11.08
Ксения Фокина
Москва разблокировала переговорный процесс
День народного единства Москва отметила символичным внешнеполитическим подарком, призванным закрепить ее новую, недавно отвоеванную роль на Кавказе. Накануне, впервые за последние 14 лет именно в российской столице единства достигли президенты Армении и Азербайджана: вместе с Дмитрием Медведевым они подписали Декларацию об урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе.
Московская декларация, подписанная в замке Майендорф президентами Армении, Азербайджана и России - Сержем Саргсяном, Ильхамом Алиевым и Дмитрием Медведевым, - первый с 1994 года реальный документ по Нагорному Карабаху, к тому же заключенный на высшем уровне. Отказ от применения силы, гарантии политического диалога, обязательства юридически закрепить мирные договоренности между сторонами, враждующими более 20 лет, - таков итог встречи азербайджанского и армянского президентов в Москве, закрепленный в декларации.
Достигнутые договоренности выглядят закономерным продолжением российской политики на Кавказе. А целый ряд факторов - в том числе выборы в США, финансовый кризис, недавние события в Южной Осетии и Абхазии - дал Москве дополнительный стимул для того, чтобы взять инициативу в подвядшем процессе карабахского урегулирования в свои руки.
Во-первых, Москва уверенно показала всему миру, каковы ее реальные возможности в регионе. Кремль продемонстрировал волю к созданию стабильности на Кавказе, где Нагорный Карабах остается одной из самых болезненных точек. Причем стабильности исключительно мирными средствами. Грузинского примера оказалось достаточно для того, чтобы убедить Баку и Ереван в выгоде дипломатического подхода. Потеря Тбилиси Абхазии и Южной Осетии наглядно показала, каким боком может выйти желание развязать "маленькую победоносную войну" на Кавказе. Так что в этом смысле декларация остужает горячие головы.
Во-вторых, московские договоренности вносят разрядку в собственно армяно-азербайджанский диалог. Не секрет, что Ереван немало беспокоит то, что азербайджанская армия стремительно довооружается. Официальный Баку вел целенаправленную кампанию, исподволь подготавливая население своей страны к неизбежности военного решения конфликта. Тема "восстановления территориальной целостности" отчасти даже отвлекала простых азербайджанцев от серьезных проблем в социальной сфере.
В то же время некие гарантии дал в декларации и Ереван. Хотя ее положения и закрепляют, главным образом, уже достигнутые обязательства - в том числе по выводу армянских сил из оккупированных в ходе карабахской войны районов. Весомым утешительным призом для Баку стало и полное исключение Карабаха как самостоятельного субъекта из переговорного процесса о статусе автономии.
Наконец, третий важный итог московской декларации по Карабаху - примирение до сих пор расходившихся позиций посредников карабахского урегулирования, действующих в рамках так называемой Минской группы ОБСЕ. Это 12 стран, объединенных председательством России, США и Франции.
И Вашингтон, и Париж уже приветствовали дипломатический успех Москвы. Кстати, первые переговоры Алиева и Саргсяна по Карабаху прошли в июне в Санкт-Петербурге. И не важно, где продолжится мирный диалог - в Париже или Вашингтоне (есть информация, что в декабре в Америке состоится очередная встреча двух лидеров). Россия заинтересована также в реабилитации заглавной роли самой ОБСЕ, призванной отвечать за безопасность и сотрудничество в Европе. Эту функцию то и дело примеряет на себя НАТО. Отныне же все успехи мирного урегулирования вокруг Нагорного Карабаха так или иначе будут означать продолжение процесса, закрепленного в Москве.
Есть и еще один важный итог московских договоренностей. Вашингтон, уступивший Москве пальму первенства в миротворчестве на Кавказе, от своих притязаний на Каспий, - а они играли существенную роль и в противостоянии вокруг Карабаха, - конечно, не откажется. Но и считаться с Москвой ему все-таки придется. Подписи армянского и азербайджанского президентов - тому подтверждение.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |