Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Правда, 07.11.08
Владимир Анохин
У нас за выборами в США следят так, как будто бы выбирают собственного президента. Решения Евросоюза воспринимаются как законы Государственной Думы. А вот подумать о том, что Россия укрепляет свои позиции на Южном Кавказе и решает кровавую проблему двадцатилетней давности
сил не хватает. Нагорный Карабах – боль народов Азербайджана и Армении. Его хотели превратить в разменную монету. Россия этого не допустила.
Впервые за последние 14 лет в российской столице единства достигли президенты Армении и Азербайджана: вместе с Дмитрием Медведевым они подписали Декларацию об урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. Московская декларация, подписанная президентами Армении, Азербайджана и России - Сержем Саркисяном, Ильхамом Алиевым и Дмитрием Медведевым, - первый с 1994 года реальный документ по Нагорному Карабаху, к тому же заключенный на высшем уровне.
Отказ от применения силы, гарантии политического диалога, обязательства юридически закрепить мирные договоренности между сторонами, враждующими более 20 лет, - таков итог встречи азербайджанского и армянского президентов в Москве, закрепленный в декларации. Москва уверенно показала всему миру, каковы ее реальные возможности в регионе.
Кремль продемонстрировал волю к созданию стабильности на Кавказе, где Нагорный Карабах остается одной из самых болезненных точек. Причем стабильности исключительно мирными средствами. Грузинского примера оказалось достаточно для того, чтобы убедить Баку и Ереван в выгоде дипломатического подхода. Потеря Тбилиси Абхазии и Южной Осетии наглядно показала, каким боком может выйти желание развязать "маленькую победоносную войну" на Кавказе.
Московские договоренности вносят разрядку в собственно армяно-азербайджанский диалог. Не секрет, что Ереван немало беспокоит то, что азербайджанская армия стремительно довооружается. Официальный Баку вел целенаправленную кампанию, исподволь подготавливая население своей страны к
неизбежности военного решения конфликта. Тема "восстановления территориальной целостности" отчасти даже отвлекала простых азербайджанцев от серьезных проблем в социальной сфере.
В то же время некие гарантии дал в декларации и Ереван. Хотя ее положения и закрепляют, главным образом, уже достигнутые обязательства - в том числе по выводу армянских сил из оккупированных в ходе карабахской войны районов. Весомым утешительным призом для Баку стало и полное исключение Карабаха как самостоятельного субъекта из переговорного процесса о статусе автономии.
Важный итог московской декларации по Карабаху - примирение до сих пор расходившихся позиций посредников карабахского урегулирования, действующих в рамках так называемой Минской группы ОБСЕ. Это 12 стран, объединенных председательством России, США и Франции. И Вашингтон, и Париж уже приветствовали дипломатический успех Москвы.
Кстати, первые переговоры Алиева и Саргсяна по Карабаху прошли в июне в Санкт-Петербурге. И не важно, где продолжится мирный диалог - в Париже или Вашингтоне Отныне же все успехи мирного урегулирования вокруг Нагорного Карабаха так или иначе будут означать продолжение процесса, закрепленного в Москве.
Есть и еще один важный итог московских договоренностей. Вашингтон, уступивший Москве пальму первенства в миротворчестве на Кавказе, от своих притязаний на Каспий, - а они играли существенную роль и в противостоянии вокруг Карабаха, - конечно, не откажется. Но и считаться с Москвой ему все-таки придется. Подписи армянского и азербайджанского президентов - тому подтверждение. Лидеры Азербайджана и Армении поручили главам МИД активизировать переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, говорится в декларации, подписанной по итогам трехсторонних переговоров. "В декларации отмечается, что президенты Азербайджана и Армении договорились
продолжить работу в том числе в ходе дальнейших контактов на высшем уровне над согласованием политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта", - сказал Медведев, зачитав декларацию.
По его словам, создание условий для реализации мер по укреплению доверия стороны называют самой важной задачей. Инициатором организации нынешнего саммита стал президент РФ. . Ранее Минская группа ОБСЕ и европейское сообщество считали, что вначале должны быть восстановлены экономические связи, а потом уже созданы условия для решения данного конфликта. А в подписанной в Москве декларации суть вопроса поставлена иначе. Смысл этого документа в том, что первоначально должен быть решен конфликт, и после этого стороны могут достичь региональной стабильности, регионального сотрудничества, и так далее.
Кроме того, у этого документа есть конкретная цель. А это позволяет более убедительно заняться урегулированием конфликта. До конца года можно ожидать еще одной встречи, которая состоится в трехстороннем формате. Не исключено, что до конца года может быть подписан договор о выводе армянских войск из семи оккупированных районов, возвращении на эти земли азербайджанских вынужденных переселенцев. Возможно, после этого будет открыта дорога Москва-Баку-Ереван.
Те новые реалии, которые закладываются в настоящее время на Южном Кавказе, будут влиять на глобальную расстановку сил. Ясно, что мировая система отношений находится в кризисе. Это безусловно проявляется на региональном уровне, а поскольку процесс будет в дальнейшем разворачиваться таким образом, что будет произведена реформа ООН и более сложные глобальные процессы, Россия должна на региональном уровне не растерять ни партнеров, ни союзников, а как минимум увеличить их число. Поэтому дальнейшие переговоры по карабахскому урегулированию будут происходить в синхронизации с российско-турецкими отношениями.
Турция станет еще одним из гарантов нагорно-карабахского урегулирования. Прорыва ожидать следует, однако не надеяться на то, что он произойдет слишком быстро. Причиной станет новая волна активизации США на Южном Кавказе, хотя это произойдет только в первой половине 2009 года, когда новая американская администрация вступит в свои права. Либо произойдут еще какие-нибудь неприятные явления, например, новые удары мирового экономического кризиса. Именно эти факторы могут, и, скорее всего, внесут те или иные корреляции в эти планы.
При всем этом надо понимать, что если бы у Москвы не было планов по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, трехсторонняя встреча, организованная по инициативе российского президента Дмитрия Медведева, не состоялась бы вообще. На переговорах по карабахскому урегулированию наступает решающий этап. В регионе нарастает напряженность, и Россия пытается подтолкнуть лидеров Армении и Азербайджана к мирному соглашению.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |