Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10. 11. 08,http://www.russedina.ru
Ряд регионов отказывается принимать переселенцев. Это- Чечня, Ингушетия, Дагестан, Чувашия, Коми, Калмыкия, Тува и другие национальные республики
Программа переселения соотечественников в Россию пробуксовывает. В ней отказались участвовать власти 14 регионов РФ, сообщает Gzt.ru со ссылкой на руководителя Федеральной миграционной службы (ФМС) Константина Ромодановского. В интервью изданию чиновник сообщил, что, помимо отсутствия реального интереса со стороны многих регионов, программа не пользуется популярностью среди самих соотечественников.
Программа была открыта 2-го декабря 2006 года. С этого времени ею воспользовались всего 26 соотечественников (большинство, правда, с семьями), а еще 74 участникам были выданы соответствующие свидетельства на возвращение. По словам заместителя начальника Управления ФМС по делам соотечественников Натальи Молчановой, большинство мигрантов привлекло предложение Калининградской области, две семьи готовы переехать в Липецкую область. Всего анкеты на переселение заполнили порядка 3 тыс. человек. Но на Дальний Восток желающих ехать нет.
В то же время ряд регионов вообще отказывается принимать переселенцев. Среди отказавшихся: Чечня, Ингушетия, Дагестан, Чувашия, Коми, Калмыкия, Тува и прочие национальные республики — они сослались на уже якобы имеющуюся высокую миграционную нагрузку. Москва и Петербург поступили хитрее: они в принципе не отказываются участвовать в программе и даже предлагают деньги. Правда… только на условиях, что переселенцы поедут в другие регионы. Например, в Тверскую, Калужскую, Тамбовскую области и др.
Понятно, что демографическая ситуация в России остается очень сложной. Страна нуждается в дополнительных рабочих руках, огромные просторы Сибири и Дальнего Востока обезлюдели. В то же время те же китайцы и вьетнамцы едут в Россию безо всякого приглашения. И никакие программы господдержки им для этого не нужны. Так что если мы хотим улучшить ситуацию, мы должны отсечь нежелательную миграцию и поощрить желательных нам переселенцев — близких по культуре и языку.
Однако «вытягивать» в Россию нужно, конечно же, не всех. Вывозить тех, кто испокон веков живет на российских землях в Казахстане или той же Нарве в Эстонии, означает играть на руку местным националистам и русофобам, которые как раз этого и добиваются. А вот из таких стран, как Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан, конечно, желательно бы вывезти всех наших. Ничего хорошего им там не светит.
Но в первую очередь Россия все же нуждается не в переселенцах, а в том, чтобы создать человеческие условия жизни для собственных жителей. Особенно актуально это для так называемых проблемных регионов. Кстати, именно туда в первую очередь и пытаются вселить соотечественников — Дальний Восток, Сибирь, северокавказские республики. Но в последних далеко не благоприятная криминогенная ситуация — в той же Ингушетии, например, местные национал-экстремисты проводят политику откровенного выдавливания русских жителей. В этих условиях вселять туда кого-либо — абсолютно бессмысленное занятие.
И потом, для того чтобы программа переселения прошла успешно, нужно вложить немалые деньги в обустройство новоприбывших. Нужно предоставить им достойные рабочие места, дать квартиры или же кредит на обзаведение жильем и т. д., и т. п. Все это — значительные расходы для федерального и особенно регионального бюджетов. Последний и без того, прямо скажем, не ломится от лишних средств. А в депрессивных регионах более чем достаточно своих бедных и безработных.
С точки зрения экономической целесообразности принять соотечественников могут в первую очередь экономически процветающие регионы — Москва, Петербург и ряд других. Последние, однако, не очень-то жаждут видеть у себя переселенцев. А какой смысл переселять людей в регион, который со своими-то проблемами разобраться не может, в котором нет работы и нормальных условий для жизни?
Почему пробуксовывает программа возвращения соотечественников и что, может быть, стоит изменить в этой системе? На этот вопрос корреспондент КМ.RU попросил ответить депутата Дмитрия Рогозина, заместителя председателя Комитета ГД по безопасности («Родина»):
— Разработчики этой программы не совсем с того начали. Начать нужно было бы с того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни, существования для тех соотечественников, которые уже давно вернулись в Российскую Федерацию. Я вам приведу пример из своего личного опыта. На территории моего избирательного округа, в Воронежской области, в городе Борисоглебске существует целый квартал (восточный микрорайон), где с 1990 года проживают несколько тысяч русских беженцев из Таджикистана и Узбекистана. Причем многие из этих людей прошли через самые страшные испытания: их пытались убить, изнасиловать. Шла гражданская война в Таджикистане, и они убегали, что называется, в одной рубашке и одних брюках. Эти люди до сих пор живут в каких-то металлических цистернах. Там до сих пор нет элементарных средств цивилизации, даже туалета нет. Эти железные цилиндры разогреваются летом до состояния кипения, а зимой — там просто невозможно жить. Тем не менее, люди там живут 17 лет.
Туда приезжало огромное количество комиссий, даже министры приезжали, губернатор был. Я писал петиции и с кем только ни разговаривал по этому поводу — с Господом Богом разве что не разговаривал. И — ничего! Неповоротливая российская бюрократическая машина не сдвинулась ни на миллиметр, чтобы им помочь. А рядом стоят недостроенные коттеджи, которые начинают разваливаться, потому что по ним до сих пор не решены вопросы собственности. Кому они принадлежат: самим соотечественникам, которые их построили, или же государству, которое оказывало финансовую помощь на первом этапе этого строительства? И вот из-за этих бюрократических проволочек реальные люди, большое количество людей (около десяти тысяч человек) страдают и теряют веру в свое государство.
Начинать возвращение соотечественников в Россию нужно было не с создания условий для новых беженцев, а с того, чтобы обустроить старых — тех, кто давно уже намыкался, измучился и исстрадался. Если бы наши соотечественники, проживающие за рубежом, увидели, что страна относится к своим сыновьям и дочерям не как к пасынкам, а как к родным, то они с удовольствием восприняли бы призыв и поехали не десятками, а тысячами и десятками тысяч новых переселенцев, новых рабочих рук и светлых голов, способных помочь стране решить демографическую проблему. А так все получилось наоборот. Поэтому из такого важного и долгожданного указа вышел если не пшик, то по крайней мере вовсе не то, что от него ожидали.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |