Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белорусский рынок. 10-17.11.08
Законодательно закреплены гарантии возврата всех денежных средств, размещенных на счетах и во вкладах физических лиц во всех белорусских банках.
Соответствующий Декрет № 22 был подписан 4 ноября и вступил в силу с 6 ноября. Декрет также предполагает отсутствие необходимости декларирования вкладов и выплат по ним, в том числе при переводе вкладов из зарубежных банков в белорусские.
Вместе с декретом принят также Указ № 601, который отменяет для банков необходимость составлять специальные формуляры особого контроля за финансовыми операциями физлиц на сумму свыше 2.000 базовых величин, что требовалось ранее в рамках борьбы с легализацией незаконно полученных доходов и финансированием терроризма.
Поручение подготовить проекты соответствующих документов Александр Лукашенко дал несколько недель назад во время встречи с главой Нацбанка Петром Прокоповичем — в самый разгар мирового финансового кризиса, когда по всему миру вкладчики бросились забирать свои деньги из банков, а правительства разных стран пытались успокоить граждан увеличением гарантий возврата вкладов.
Тогда уже было понятно, что Беларусь решила включиться в этот глобальный процесс по принципу копирования действий мировых держав, хотя при этом глава Нацбанка подчеркивал, что оттока вкладов в Беларуси не произошло и кризиса в стране нет.
Тот же позитивный лейтмотив звучал и на совещании у президента 4 ноября, которое предшествовало подписанию декрета и указа. П. Прокопович доложил, что за октябрь в Беларуси был даже отмечен прирост вкладов физических лиц. А. Лукашенко в очередной раз поблагодарил белорусских граждан за стойкость в период кризиса.
"Наши люди, как бы ни было трудно, доверяют и власти, и банковской системе. Они не побежали обвально забирать свои вклады", — сказал он. По его мнению, если бы люди не доверяли банковской системе, то никто бы не держал в ней свои деньги.
Именно уникальной устойчивостью белорусской банковской системы и объясняли официальные лица расширение гарантий государства по возврату всех вкладов во всех банках. А. Лукашенко подчеркнул, что в этом решении нет никакой чрезвычайщины, а просто назрел момент увеличить гарантии для вкладчиков и упростить систему отчетности банков.
"Наступил момент, когда мы серьезно можем продвинуться по многим направлениям", — сказал президент, подводя итоги совещания.
Впрочем, председатель правления Приорбанка Сергей Костюченко по поводу "назревшего момента" отметил, что документы нужно было "принимать еще вчера". Не совсем было понятно, что он имел в виду, то ли то, что ситуация в Беларуси все-таки требовала принятия антикризисных мер, то ли что уже давно назрела необходимость упростить отчетность банков. Ведь в Приорбанке государство и ранее гарантировало возврат всех вкладов, по крайней мере, в валюте, так что расширение гарантий на другие банки вообще-то лишает этот банк и другие из шестерки уполномоченных банков конкурентных преимуществ на рынке привлечения вкладов.
Но с учетом того, что с 1 января 2009 года по вновь оформляемым вкладам шестерка уполномоченных банков и должна была опуститься по уровню гарантий на одну планку со всеми остальными банками, где государственные гарантии составляли только 5.000 EUR, то, возможно, именно банки из уполномоченной шестерки и пролоббировали нововведение, опасаясь, что с начала года произойдет перераспределение вкладов по принципу более высоких процентов, а не гарантий, и ручеек депозитов от физлиц в эти банки может пересохнуть.
Впрочем, помимо желания государства упростить жизнь банкам и вкладчикам, очевидно желание государства хоть немного "навариться" в период кризиса за счет привлечения свободно гуляющих в данный момент денег нерезидентов. Поэтому и президент, и глава Нацбанка рассчитывают, что новые документы обязательно привлекут в белорусские банки дополнительные деньги физических лиц, в том числе из других государств.
Однако каков будет объем привлеченных новых денежных средств, пока никто из осторожности не называет. В комментарии Нацбанка, размещенном на сайте БЕЛТА на следующий день после выхода декрета и указа, говорится, что прирост вкладов физлиц в 2009 году составит 4,2-5,2 трлн. BYR. Но именно такие параметры содержатся в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2009 год, утвержденных указом президента еще в августе текущего года. Так что пока Нацбанк свои прогнозы не скорректировал с учетом принятых документов.
"Мы надеемся, что поток средств иностранных граждан значительно увеличится в конце текущего и в следующем годах", — оценил перспективы на совещании 4 ноября П. Прокопович, продолжая повышать инвестиционную привлекательность Беларуси "словесными интервенциями".
"Беларусь фактически по вопросам гарантирования вкладов будет одним из мировых лидеров: такие условия имеют только несколько стран в мире", — подчеркнул он. Однако возникает вопрос: если другие страны этого не делают, то, вероятно, просто не видят в этом особого смысла. Ведь гарантии всего и всюду — это весьма формальный шаг. Очевидно, что ни одно государство не сможет вернуть одномоментно всем вкладчикам все деньги, хранящиеся во всех банках, которые одновременно вдруг станут банкротами. Это просто будет означать крах всей финансовой системы и самого государства тоже, что и случилось с СССР в 1991 году.
Что же касается реакции самих потенциальных иностранных вкладчиков, то корреспонденту удалось понаблюдать за поведением одного из представителей московского среднего класса. Находясь в Минске, узнав про безграничные гарантии государства и увидев по телевидению рекламу одного из белорусских банков, который принимает депозиты в валюте под 12% годовых, он сразу отреагировал: "Может быть, мне вложить свои деньги у вас?". Впрочем, после некоторой паузы он сказал: "Но 12% в валюте — это как-то смахивает на пирамиду".
На самом деле это новая страница в развитии банковской системы страны в контексте поручений главы государства по либерализации экономики, — так оценил глава Нацбанка П. Прокопович принятые нововведения, которые, очевидно, смахивают на обыкновенный пиар-ход в период мировой финансовой нестабильности, и совсем не выглядят как один из шагов на пути либерализации экономики. Как бы не оказалось, что этот шаг будет последним.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |