Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Независимая Молдова», Кишинев, 13.11.08
Юлия Семенова (Юдович),
Информация об оценке авторитетными румынскими историками румыно-российских отношений поступила на электронную почту редакции едва ли не в тот момент, когда по обычной почте пришло письмо, содержание которого входит в прямое противоречие с утверждениями почтенных ученых мужей.
"В румынской историографии мы продолжаем подчас быть чересчур националистами. Мы не признаем многих благ, которые получили от России", - утверждает историк из Бухареста Нягу Джувара. "Вы, ваш род, ваши выродки, которым мало места на одной шестой части суши, пришли и отняли у нас и свободу, и независимость, и страну", - брызжет слюной человек, указавший на конверте вымышленный обратный адрес и вымышленную фамилию - Ион Пауленку.
В конце длинного двухстраничного, пронизанного ненавистью письма, адресованного лично мне, автор говорит: "Извините, не подписываю. У меня есть дети, и их материальное положение зависит от моего существования". Завидное, однако, у "борца за идею" самомнение, если он опасается за свое существование. Лавров великомученика ему все равно не получить: не ту стезю выбрал. А вот о материальном положении детей говорит не зря: он потому и не указал свою настоящую фамилию, что боится закрепленной законом ответственности за оскорбление чести и достоинства, а также - за сеяние национальной розни. Ну что ж поделать, такие вот у нас "правдолюбцы".
Терпение нашего активного читателя лопнуло после публикации в пятничной "толстушке" ("НМ" от 7 ноября с.г.) моего репортажа из Душанбе, где, в частности, говорится: "Среди поводов, по которым люди хотят уехать из страны (т.е. из Молдовы), называлась и такая: низкий уровень культуры. Ну, а кто эту самую культуру создает - не мы ли сами? Почему в бедном Таджикистане ее смогли сохранить, а мы нет? Необъяснимо". Автор объяснил. Нашел время и очень грамотно и последовательно, с исторической точки зрения и, соблюдая последовательность, объяснил, что во всем виновата Россия и русские. И благодаря этому историческому экскурсу и неопровержимым фактам я поняла, из-за чего у нас в парках сломаны скамейки, центр Кишинева заплеван шелухой от подсолнуха, вокруг переполненных урн валяются окурки и полиэтиленовые пакеты, в общественном транспорте не уступают места женщинам и старикам, мусор из дворов не вывозится месяцами и т.д. И теперь, если меня кто-нибудь из гостей столицы спросит, почему в городе так грязно, я отвечу: потому что в 1812 году междуреченских молдаван оторвали от центров, где они формировались, как нация - Бая, Сучава, Яссы. Да и вообще, понаехали тут:
Правда, из чувства патриотизма придется умолчать о том, что человек, который раскрыл мне глаза на истинную причину бескультурья, сам не отказывался (и не отказывается сегодня) от благ этих "понаехавших" из этой ужасной России. Базовое образование в советской школе получил отличное (судя по его прекрасному русскому языку - всего пару грамматических ошибок в пространном письме!), в вузе тоже - и все, заметьте, бесплатно. Похоже, и диссертацию защитил. Может, даже в Москве и на русском. По миру поездил. Книжки, наверное, выпустил. Чего ж теперь в колодец не плюнуть! Теперь, когда все есть, можно и свое истинное лицо показать - лицо звериного, пещерного националиста.
Самое поганое, что наш читатель - человек образованный и не глупый. Не Россия и русские, а такие, как он, корень многих проблем, сложившихся в нашем обществе. Демагогия и подмена понятий - вот оружие сегодняшних "патриотов". Они еще называются подстрекателями. Даже оставаясь в тени, они сеют в рядах менее образованной публики семена ненависти и раздора, используют сложности маленькой нашей страны в своих интересах. Они стали первоначальной причиной приднестровского конфликта. Они выгнали из Молдовы сотни специалистов - учителей, врачей, инженеров, ученых. Говоря словами Маяковского, "роясь в сегодняшнем окаменевшем г:", именно они подрывают основы государства, создавая образ врага из самого удобного "подручного материала" - России ли, местных ли русских или действующей власти. Видимо, здоровью нашего читателя и ему подобным вредит стабильность в обществе, им крови подавай.
"Откуда это скотство? - патетически вопрошает в письме аноним и развивает мысль - историю, традицию и культуру могут знать, ценить, беречь и передавать по наследству только свободные люди. Неважно их социальное происхождение и положение, но если они лично свободны, если живут в своей свободной стране, они сохранят и приумножат". Все верно. Так вот ведь, Молдова вырвалась из цепких лап "имперской России" и получила независимость и свободу еще в 1991 году. Вам, господин аноним, и флаг в руки. Сохраняйте. Приумножайте. Цените. Передавайте по наследству. Культуру и традиции, в основе которых лежит толерантность - одна из основ православной религии. Но, увы, толерантность не входит в число ваших добродетелей, а следовательно, вам ли говорить о культуре? Вы топчете ее грязными националистическими сапогами. Она для вас термин и не более того.
Каждый человек имеет право на свое мнение. Каждый имеет право его высказать. Но при этом неплохо бы выслушать чужую точку зрения. Националисты в этом отношении страдают тотальной глухотой. Автор письма грозится, что не простит мне концовку душанбинского материала. Я бы очень расстроилась, если бы простил. Надеюсь, нет смысла объяснять, почему.
И последнее: в канун парламентских выборов из пропахших нафталином шкафов вытаскиваются разного рода националистические лозунги. Одни - простые, как валенки, другие более замысловатые и стилистически изощренные. Люди, будьте бдительны! Помните о том, что происходит в нашей столице после последних местных выборов. Не поддавайтесь на провокации!
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |