Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
168 жам (168 часов, Ереван), 14.11.08
Рубен Ангаладян
Желая восстановить свою геополитическую гегемонию, утвердить свои приоритеты и упрочить позиции (на Южном Кавказе), Россия решила уточнить, насколько далеки или близки (друг от друга – ПП) позиции Азербайджана и Армении в вопросе нагорно-карабахского урегулирования. Москва видит, что более 14-ти лет эти страны не воюют, а противостояние заморожено. Видя, что в вопросе признания своей независимости Абхазия и Южная Осетия на данном этапе сделали большой шаг, русские желают знать, в каком состоянии в этом плане находятся бывшие республики (советского Закавказья – ПП). Это желание понятно, так как выход в Закавказье укрепляет позиции Москвы на всем Кавказе, особенно, на Северном.
В вопросе Нагорно-Карабахской Республики Москва может уточнить ситуацию и, учтя единство страны и народа, силу их (Армении и НКР – ПП) убежденности, представить другие предложения или же вновь заморозить этот (нагорно-карабахский – ПП) вопрос и отложить его урегулирование. Если Россия будет настаивать на своем, президент Армении имеет возможность уйти в отставку, заявляя тем самым о своем несогласии с планами стратегического союзника Армении. Тогда можно подумать о развитии Армении по иным принципам и с иными приоритетами.
Однако мне кажется, что Россия, которая никогда не строила с народами Южного Кавказа прагматичные и длительные отношения и имеет свои представления о них, может и должна понимать свои реальные приоритеты. Хотя она не раз предавала Армению, она, в конце концов, вновь вернулась на круги своя. Сегодня же для развития и процветания этих (армяно-российских – ПП) отношений имеется новая историческая возможность.
Если Россия предпримет жесткие шаги и потребует от Армении возврата Азербайджану части территорий (вокруг Нагорного Карабаха – ПП), согласованы ли подобные шаги с Ираном? Ведь эта страна имеет свои представления о региональной безопасности и балансе сил. Действия Баку невыгодны Ирану, в частности, в вопросе (перспектив – ПП) Габалинской станции. Иран – самодостаточное государство, и эта страна выйдет из кризиса с наименьшими потерями, в отличие от России, которая имеет слабый иммунитет. Иными словами, Москва более открыта для западных инвестиций и более коррумпирована, чем Тегеран.
В нынешней ситуации, когда цены на нефть резко падают, позиции Баку, который действует одновременно по двум направлениям – российскому и турецкому, слабы. Ведь Армения ни в коем случае не согласится сдать ни одну из своих территорий (Нагорный Карабах и окружающие его районы Азербайджана, контролируемые армянской стороной – ПП), так как это – вопрос национальной безопасности страны.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что Россия всего лишь хочет действовать в регионе в новом качестве. А вот каков будет ответ Армении, с учетом того, что именно она может оказаться в роли проигравшей стороны, зависит не столько от ее президента, сколько от самой страны и ее народа.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |