Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
АрмИнфо, 20.11.08
- Г-н Манасян, на днях в армянских и азербайджанских СМИ появилась со ссылкой на сайт Международной кризисной группы информация о раскрытии Мадридских принципов, насколько, по Вашему мнению, информация МКГ соответствует действительности?
- Я считаю, что Международная кризисная группа является не чем иным, как турецким десантом. Данная организация имеет четкую протурецкую и проазербайджанскую ориентацию. Исходя из этого, я убежден, что доверять этому сайту не стоит, так как МКГ все интерпретирует в свою пользу, а если быть еще точнее, в пользу своего заказчика. Я должен сказать, что на данном этапе переговоров, кроме сопредседателей и прямых участником переговорного процесса о Мадридских принципах никто точно ничего сказать не может. Но по самому названию «Принципы» можно сказать многое – они всего лишь и являются принципами так как дело не доведено до той конкретики о которой пишут и наши и бакинские газеты.
- И все же процесс урегулирования конфликта проистекает на основе этих самых принципов, о которых никому ничего не известно, если в них нет конкретных пунктов по сдаче территорий или признанию Азербайджаном независимости НКР, то о чем тогда вообще идет переговорный процесс?
- Я считаю и полностью в этом убежден, что даже эти принципы являются следствием той парадигмы взгляда относительно конфликта сложившегося, после того как нынешняя независимая Азербайджанская республика была признана в пределах АЗССР. Проблема в том, что этим самым актом проблема Нагорного Карабаха была сведена к лишь к самоопределению в то время, как в реальности она имеет намного более глубокие корни. Собственно, произошло следующее – после развала СССР, который произошел в 1991 году Минская группа ОБСЕ да и вся Европа признала независимость Азербайджана с территориями, которые юридически не принадлежат этой республике. Проблема в урегулировании карабахского конфликта возникла именно тогда, по вине Европы, США и России, и даже в некоторой степени и по нашей вине, так как мы ничего не сделали, чтобы ее предотвратить. В то время, как для того чтобы Азербайджан установил свой суверенитет, например в Нахиджеване, была и есть существенная преграда в виде Карсского договора, так как он действует и поныне. И вопреки действующим договорам международное сообщество признало суверенный Азербайджан в пределах АЗССР, существующей с 1921 года. Конфликт между армянами и азербайджанцами – это не конфликт между принципами права на самоопределение и территориальной целостности, это конфликт между политическим актом признания и правовыми основаниями такого признания.
- Можем ли мы как-то исправить озвученную Вами ситуацию, и что для этого следует предпринять?
- Думаю, что, в принципе, это возможно. По сути дела мы должны каким то образом при помощи деликатной и очень тонкой политики озвучить и довести эту простую истину не только до сведения международного сообщества, но и до своего собственного сознания, так как мы сами в том числе наша пресса не рассматриваем нагорно-карабахский конфликт с этой – правовой точки зрения. У азербайджанской республики просто нет никаких прав ни на Нахиджеван, ни на Нагорный Карабах, и НКР была провозглашена на территориях, которые юридически не принадлежат Азербайджану, это принципиально важно.
- По Вашему мнению, в чем причина того, что в ходе переговорного процесса на основе Мадридских принципов этого не делается?
- Я могу сказать более осторожно, наша нынешняя дипломатия получила плохое наследство от нашей же дипломатии, работающей в 1992 году. И пока нашим дипломатам не удается избавиться от этого наследия. Для этого нужен ряд дипломатических и политических шагов. Однако, на данный момент, к сожалению, как в сфере политических, так и дипломатических разработок мы пока уступаем нашим оппонентам.
- Некоторые эксперты оценивают подписанную в Подмосковье Декларацию, как гарантию возобновления боевых действий Азербайджаном против Нагорного Карабаха, Вы согласны с этой оценкой?
- Я вообще ничего не исключаю из политики, этого просто нельзя делать. Сегодня дипломаты могут подписать любой документ, и в это же самое время Азербайджан может начать боевые действия. К слову сказать, мы уже сталкивались с подобной ситуацией в 20–х годах. И служить нам гарантией не возобновления может лишь наша сила, в том числе и военная, наша убежденность в своей правоте, и наше упорство, в частности карабахское, которое так знаменито.
- Насколько я понимаю, наша сила в основном заключается в 7 районах, составляющих «пояса безопасности» вокруг которых и ведутся сейчас переговоры…
- Я не согласен с Вами, вокруг Нагорного Карабаха армяне ничего не занимали, более того мы даже не вышли за его пределы. Об этом говорят правовые основания, о которых сегодня, почему то, никто не вспоминает, а говорят они о том, что азербайджанская сторона и поныне контролирует территории ей юридически не принадлежащие.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |