Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
20.11.08, www.centrasia.ru
Далер Гуфронов
Депутат таджикского парламента, член Комитета по энергетике, промышленности, строительству и коммуникациям Шоди ШАБДОЛОВ убежден, что проект главного финансового документа страны был одобрен в спешке и содержит серьезные недочеты. Своими аргументами он поделился с читателями "АП".
"Скупой платит дважды"
- Во время обсуждения проекта бюджета на 2009 год 12 ноября я поднял в основном три важных, на мой взгляд, вопроса, - рассказывает депутат.
Первый вопрос - сфера образования. Согласно показателям бюджета, в 2009 году средняя заработная плата учителя в Таджикистане будет составлять 175 сомони. При этом средняя зарплата у работников финансовых структур официально составляет 1000 сомони! То есть, в 6 раз выше дохода педагога! А если среднюю зарплату финансиста сравнить с зарплатой медицинских работников, которая равна 74 сомони или с зарплатой наших дехкан - в 50-60 сомони?! Соотношение идет 1 к 20!
На встречах с депутатами учителя говорили, что больше при такой зарплате они жить не могут. Мы строим школы, компьютеризируем классы, но об учителях всегда забываем. Это же абсурд!
Когда мы ставим вопрос о том, чтобы увеличить финансирование в данной отрасли, нам говорят, что средств нет. Но почему эти средства находятся для строительства дворцов?
…Хорошо, вы увеличили долю образования в бюджете с 630 млн. сомони до 1 млрд. 160 млн., но при этом нужно корректировать структуру отрасли. Можно ведь, например, сократить количество строящихся учреждений, которые не так уж важны на данный момент (по сравнению с зарплатой учителей).
На каждый наш запрос по принципиальным статьям бюджета, соответствующие лица ограничивались лишь своими комментариями. Но проект бюджета это не Коран, чтобы его комментировать, четкий запрос требует четкого ответа!
…В годы Великой Отечественной войны Сталин запретил учителям математики, физики и химии идти на фронт. Страна готовила специалистов и не позволила учителям покинуть школы. А сейчас, в мирное время, из наших школ уходят учителя и никого это не беспокоит. И это при том, что если с 2000 года число школьников в стране увеличилось на 200 тыс., то за этот же период школы республики покинули 1000 учителей. И это, в основном, учителя точных наук. Мы ставим крест на перспективах нашего развития. Да, именно так: не подготавливая необходимые кадры, в будущем мы будем вынуждены заказывать иностранных специалистов за большие деньги. Другими словами, "скупой платит дважды".
"Чтобы остаться шахом…"
ВТОРОЙ вопрос - регулирование цен на продуктовые товары. В условиях мирового продовольственного кризиса цены растут везде. Учитывая это, мы, депутаты, предложили увеличить процент государственной заготовки продтоваров. Ведь доля государственной торговли на рынках страны составляет всего лишь 1%! Это официальная статистика! А доля "Точикматлубот", который является полугосударственной кооперацией, составляет 2-2,5%.
Как при таком положении дел государство может влиять на понижение цен в необходимых случаях?
Мы предлагали тех отечественных импортеров, кто пополнял бы именно государственный запас, освободить от уплаты НДС. Но, как и в других принципиальных вопросах, это предложение также осталось нерешенным.
Приведу один исторический пример. Великий персидский царь Дарий говорил своему сыну, что если он хочет остаться шахом, то должен иметь трехгодичный запас пшеницы. И это правильно. Представьте, например, что, не дай Бог, в Казахстане или в России будет засуха… Что тогда мы будем делать?
ТРЕТИЙ вопрос, который я поднял, касается нашего алюминиевого гиганта ТАЛКО.
Дело в том, что три-четыре года назад доля алюминия и хлопка в бюджете страны составляла 17%. А в бюджете 2009 года доля этих стратегических товаров составляет всего лишь 2%! Это притом, что продажа алюминия и хлопка - составляет 76% нашего экспорта.
Что касается самой алюминиевой компании, то, выпустив примерно на $1,5 млрд. продукции в 2008 году, она внесла в бюджет республики всего лишь $800 тыс. При этом, завод ежегодно потребляет 6-6,5 млрд. кВтч энергоресурсов на сумму в 9 миллионов долларов. Если бы ТАЛКО не освободили от 20%-ного НДС, то компания должна была бы внести в бюджет не менее $200 млн. Получается, что для пополнения бюджета у нас источников хватает, надо их просто изыскать.
Президент не обидится!
… И еще. В российской Госдуме, хотя там большинство депутатов являются Единороссами, бюджет страны принимается только после третьего чтения, не с первого раза, как у нас. Когда мы выступаем против той или иной части проекта, нам говорят, что президент уже подписал его, не надо отрицать, а то он обидится. Но извините, это все лишь проект и станет он законом лишь после нашего принятия!
А президент не обидится, если в правительстве этот проект подготовят всего 1-2 человека, когда здесь работают 63 депутата, которые получают заработную плату?! Тогда для чего мы нужны?
Кадровый потенциал у нашего парламента имеется, а вот политической воли хватает не всем. Некоторые из моих коллег знают, что данный документ является неверным, но они все-таки поддержали его. Это вопрос государственной и моральной ответственности. Мы просто не имеем права молчать, быть безразличными, решая такие судьбоносные вопросы.
Не имеем права - ни по Конституции, ни по статусу депутата парламента, ни по закону о Маджлиси намояндагон!
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |