Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Ольвия-пресс», Тирасполь, 21.11.08
Со времени саммита глав правительств СНГ в Кишиневе прошла ровно неделя. Эксперты спорят о его значении. Одни говорят, что это была еще одна заурядная «протокольная съемка», другие считают, что он стал серьезным событием. Если посмотреть документы саммита, то там все-таки больше дежурных фраз. Однако только по документам судить нельзя. На встрече глав правительств был вопрос, который не вошел ни в повестку дня, ни, в общем-то, в итоговые декларации. Это мировой финансовый кризис и его последствия для СНГ. Случилось так, что о нем говорили больше, чем о тех моментах, которые были включены в официальную повестку.
Правы те эксперты, которые отмечают, что Россия задала тон этому разговору. Была нарисована нерадостная картина (причем не только Россией, но также Белоруссией, Украиной и наверняка другими странами). А потом премьер Владимир Путин, видимо, намекнул, что есть решение. Оно довольно старо. Чтобы защититься от настоящих и будущих кризисов, Содружество, например, могло бы создать рублевую зону. Российский рубль заменил бы в СНГ доллар.
Это действительно давняя идея, родившаяся еще во времена президентства Путина. Идея очень правильная. Она была в расчете на то, что когда-то доллар США потеряет свое глобальное значение и будет создана система региональных валют (кроме доллара, резервными станут евро, российский рубль, китайский юань и др.). Сейчас мир, судя по всему, приходит как раз к этому варианту. А раз так, то можно активизировать усилия по созданию рублевой зоны.
В этом плане саммит СНГ, может, и не стал эпохальным событием, но он – та единица, тот элемент, который надо держать в уме. Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года, подписанная главами правительств в Кишиневе, может стать одним из первых шагов к более тесной (в частности, торговой и валютной) интеграции в рамках Содружества.
Такая интеграция будет выгодна всем, но, прежде всего - России. Создание рублевой зоны, очевидно, стало бы серьезным успехом премьерства Владимира Путина.
Другим успехом была бы всесторонняя подготовка молдо-приднестровского урегулирования. Это урегулирование – маленькая заноза в президентском прошлом Путина. И когда нынешний российский премьер вернется на пост президента (а к тому, кажется, все благополучно идет), он хотел бы вытащить эту занозу. Однако для этого нужно создать условия, нужно выйти на модель урегулирования, чем Россия и будет продолжать заниматься в ближайшее время. Не исключен, скажем, такой вариант, когда предварительная работа займет три с половиной – четыре года, а потом возвратившийся президент Путин подпишет то, что не удалось подписать в 2003 году. Или примерно то.
В обоих проектах – в создании рублевого валютного пространства и в молдо-приднестровском урегулировании – российский премьер возлагает надежды на Молдову. В первом случае РМ должна войти в группу государств, которые, так или иначе, поддержат будущую рублевую зону. Во втором – принять «план Козака», может быть, видоизмененный, но с сохранением тех условий, которые в Москве считают ключевыми. Вряд ли Путин, конечно, отступится от «плана Козака».
Во время своего визита российский премьер показал, что может получить Молдова, если она все-таки согласится сотрудничать с Москвой. Владимир Путин и Зинаида Гречаная подписали соглашение о межправительственном сотрудничестве до 2020 года. Эксперты все задавались вопросом – это награда Кишиневу или же аванс? Вряд ли первое – Молдова ничего еще для России не сделала (ЛЭП мощностью 400 киловольт, предоставленная Интер РАО ЕЭС, не в счет). Скорее второе. Подписанный документ – пока лишь декларация с громкой датой. Эта декларация может стать очень серьезным документом, или просто серьезным, или, как говорится, «никаким». Это зависит от ее реального наполнения. А наполнение, в свою очередь, зависит от способности Молдовы откликаться на российскую геополитику.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |