Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
14.11.08. Радио Азаттык (Свобода)
Есен Смагулов
Нефть с месторождения Тенгиз впервые пошла на западные рынки по поддерживаемому США маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан. В то же время Россия усилила контроль над нефтепроводом КТК, а Евросоюз не может договориться с прикаспийскими странами и Турцией по поводу газопровода Nabucco.
Геополитическое соперничество, связанное с контролем над углеводородными экспортными маршрутами, связывающими каспийский регион с западными потребителями, в последние недели отошло на второй план на фоне разворачивающегося глобального экономического кризиса. Однако и на этом фронте происходят знаковые события. В частности, впервые казахская нефть пошла по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. В то же время стало известно об усилении контроля России над линией КТК.
«Казахстан поставляет нефть в обход России». Материал под таким заголовком вышел на страницах немецкого журнала Focus. Речь идет о начале поставок казахстанской нефти на Запад по южнокавказскому маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).
Ожидается, что объемы перекачиваемого из Казахстана сырья достигнут 100 тысяч баррелей в день. На минувшей неделе, как заявил официальный представитель концерна ВР в Азербайджане Тамам Баятли, по трубопроводу БТД впервые пошла нефть с гигантского месторождения Тенгиз. Ранее по этой линии в направлении средиземноморского порта Джейхан прокачивалась исключительно азербайджанская нефть.
«Использование трубопровода для транспортировки казахской нефти можно считать важным шагом на пути открытия среднеазиатских нефтяных и газовых запасов для западного рынка», – подчеркивается в публикации журнала Focus.
Кстати, по данным американского информационного агентства UPI, объемы поставляемой по маршруту БТД казахстанской нефти могут оказаться значительно выше тех цифр, которые приводил журнал Focus. Со ссылкой на посла Казахстана в Азербайджане UPI утверждает, что поставки могут достичь 120 миллионов баррелей в год (это более 300 тысяч баррелей в день).
В Казахстане также присматриваются к транзитным возможностям Украины. Неделю назад две страны договорились создать рабочую группу по строительству нефтяного терминала для транспортировки казахстанской нефти, сообщает агентство РБК-Украина.
Рассматривается возможность строительства нефтяного терминала для транспортировки казахстанской нефти в районе порта Южный. На заседании украинско-казахстанской комиссии по экономическому сотрудничеству в Астане было принято решение о создании рабочей группы по решению этого вопроса. Также рабочая группа должна представить свои предложения относительно возможности строительства в районе порта Южный совместного украинско-казахстанского нефтеперерабатывающего завода.
Что касается другой проектируемой экспортной магистрали, проходящей в обход России, то ее будущее кажется весьма туманным. «Судьба проекта трубопровода Nabucco, кажется, висит на волоске», – отмечает обозреватель Radio Free Europe/Radio Liberty (RFE/RL) Ахто Лобякас. (Наше радио Азаттык является одной из редакций этой американской радиокомпании RFE/RL). И хотя никто из официальных лиц Европейского Союза публично не признал этого, факты говорят сами за себя, - пишет Ахто Лобякас:
«Во-первых, как сообщил репортерам в Брюсселе 4 ноября на условиях анонимности высокопоставленный официальный представитель Евросоюза, застопорились переговоры о транзите с Турцией.
Во-вторых, Азербайджан колеблется в выборе между конкурирующими предложениями России и Евросоюза по поводу его газового экспорта, который будет играть решающую роль в заполнении линии Nabucco после ее запланированного на 2012 год запуска.
В-третьих, в долгосрочной перспективе только азербайджанского газа будет недостаточно. По словам официального представителя Евросоюза, "другие страны региона" должен поставлять большую часть из 31 миллиарда кубических метров газа. Именно такой мощности Nabucco, как ожидается, достигнет к 2020 году.
Но Иран, обладающий вторыми по величине запасами газа в мире, будет оставаться вне игры до тех пор, пока он продолжит обогащение урана. А Туркменистан, с его огромным экспортным потенциалом, еще не принял решение об участии в транскаспийском трубопроводе, который свяжет эту страну с Азербайджаном и Nabucco».
В Брюсселе все же надеются на положительное решение вопроса о газопроводе Nabucco. Специальный уполномоченный Евросоюза по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс в течение ноября намерен посетить Турцию, Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, где попытается убедить эти страны продолжить сотрудничество по вопросу строительства трубопровода, проходящего в обход России.
Пока же прикаспийские страны не готовы дать однозначного ответа на предложение Евросоюза. С одной стороны, как отмечают западные аналитики, Москва предлагает им собственные транзитные маршруты, с другой, она может использовать и прямое давление.
Предполагается, что по будущему газопроводу Nabucco, протяженность которого достигнет 3,3 тыс. километров, газ будет поставляться из постсоветских прикаспийских республик через Турцию и Балканы в Центральную и Западную Европу. В Брюсселе с помощью этого маршрута надеются снизить энергетическую зависимость от России.
Несколько дней назад также стало известно, что Россия усилила свое участие в другом трубопроводном проекте – Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК).
«Российское правительство увеличило его пакет акций стратегически важного трубопровода, по которому осуществляются поставки нефти из Центральной Азии на западные рынки, выкупив 7 процентов акций холдинга Каспийский трубопроводный консорциум, ранее принадлежавших Оману», – пишет ведущая американская газета New York Times.
В публикации отмечается, что России удалось нарастить свою долю и, соответственно, контроль над маршрутом «после дискуссий по вопросу о тарифах». Теперь, судя по всему, Москва готова будет к расширению пропускной мощности экспортной линии, по которой нефть с Тенгиза поступает в черноморский порт Новороссийск.
Помимо России и правительства Казахстана, акционерами КТК являются крупные западные и российские нефтяные компании Chevron, BP, Exxon Mobil, Shell, «Роснефть» и «Лукойл».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |