Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Кремль.орг, 03.12.08
Интервью Владимира Жарихина, Заместителя директора института стран СНГ
- Какие задачи будут решаться на заседании высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии? И какие прогнозы, когда оно состоится?
- Здесь ситуация такова: понятно - и Лукашенко говорит об этом, но как бы намеками - что вообще-то говоря, ситуация должна обсуждаться публично. Потому что, в конце концов, создание Союзного государства касается нас с вами и белорусских граждан самым непосредственным образом. А когда это все идет кулуарно, вот как сейчас, когда в 'Коммерсанте' выдали три варианта - я вам честно скажу, про эти три варианта мы в нашем институте ничего не знали, то есть все это только намеки.
- Тем не менее, с одной стороны, Лукашенко недоволен тем, как движется создание Союзного государства, с другой стороны, он выдает вариант, который, в общем-то, Россию никогда не устроит - надо разговаривать на равных, надо договариваться на равных. Ну, как можно реально строить Союзное государство на равных между странами, не равными ни территориально, ни численно, ни по ВВП, ни по каким позициям. Я уж не говорю о том, что Россия является ядерным государством, постоянным членом ООН, которым Беларусь не является. Поэтому - как может быть абсолютное равенство в принятии совместных решений? В этом-то вся и проблема. Другое дело, что предлагаются различные варианты делегирования полномочий в общий котел, - судя по тому, что озвучено. Но пока что позиция Лукашенко такая, что суверенитет будет делегирован в общий котел равными долями, то есть, предположим, 30% российского суверенитета и 30% белорусского. Но наши суверенитеты-то очень сильно отличаются - то есть Россия тогда делегирует на порядок больше. Но при этом я глубоко уверен, что даже если Россия скажет: ну ладно, давайте делегировать в равных долях, - Лукашенко и здесь найдет повод для того, чтобы отказаться. Потому что его очень устраивает та ситуация, которая сложилась: то есть Белоруссия использует все преимущества Союзного государства, абсолютно не делегируя хоть какую-то долю своего суверенитета в общий котел. То есть, права - давайте, обязанности - не отдадим. Это касается и пресловутого признания Абхазии и Южной Осетии, это касается и взаимоотношений в экономической сфере. То есть, кредит возьмем, но за него расплачиваться, в том числе и политическими моментами, не будем. В такой ситуации возникает момент истины. И, видимо, про этот момент истины и сказали Лукашенко: да, приезжаешь, да, решаем. Но решаем, в конце концов, конкретно, не на основе демагогии и интервью западным средствам массовой информации, это мы тоже умеем, заключая конкретные соглашения по конкретным вопросам. Вот тут началась истерика.
- И в итоге, чем это все может закончиться?
- Мне кажется, нам имеет смысл обнародовать для сведения и граждан Белоруссии, и граждан России наши конкретные предложения по основным положениям Конституционного акта, для того чтобы было понятно, от чего отказывается Лукашенко, чем он недоволен. Вот так мы с вами поняли, чем он недоволен, только туманными намеками. Пусть скажет, что конкретно не нравится ему в этом варианте, в этом варианте, в этом варианте, каков белорусский вариант. Если он обнародует белорусский вариант, в котором принятие любых решений, и в политической, и в экономической области, 50 на 50 между Россией и Белоруссией, - кто в России после этого будет продолжать поддерживать Лукашенко? Даже наши национал-патриоты скажут: ну извините, мы все-таки национал-патриоты, и хоть мы Лукашенко любим, но в такой модели это прямое ущемление нашего любимого российского государства. А иначе получается: мы с вами сидим в соседней комнате, даже в соседней квартире, то есть население России, Белоруссии, в том числе и политологи, и слышим, как там за стеной посуду бьют, а по какому поводу - никак понять не можем. Может, тысячу раз прав Лукашенко, а наши руководители неправы, может, наши руководители правы, а Лукашенко занимается демагогией, но мы ничего сказать на это не можем.
- То есть, сейчас необходимо просто максимально прояснить ситуацию?
- Да, чтобы наши намерения, намерения Лукашенко были прозрачны, чтобы всем было ясно, кто что отстаивает, кто выступает за какую модель, обнародовать модель. В конце концов, опять же, - по какому поводу ссоритесь-то? Скажите прямо. Между прочим, это нас всех касается.
- А что Вы думаете по поводу информации в 'Коммерсанте'?
- Дело в том, что я пару раз сталкивался с тем, что в 'Коммерсанте' была, мягко говоря, непроверенная информация. Все эти источники оттуда, источники отсюда, на ухо прошептали - вот это тоже надо отбросить. И тем более, вы понимаете, цитировать неназванный источник из Кремля со словами: 'это наглая ложь' - по крайней мере, неприлично. Или называй источник, или не цитируй в такой форме скандальной. Но факт остается фактом: заседание сорвалось.
- Прогнозов, как поведет себя Лукашенко, сейчас строить нельзя?
- Понимаете, ведь мы не замечаем, что девальвируется не только рубль и не только евро, девальвируются и политики в условиях экономического кризиса. И какие-то очень, казалось бы, сильные позиции в условиях этого кризиса начинают выглядеть незначащими и несущественными.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |