Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Кирилл Фролов
Парламентские выборы на Украине и православный фактор
Эта статья была написана по просьбе одной из полититехнологических структур, активно работающих на Украине. Она была написана в то время, когда на результаты выборов еще можно было влиять. У автора нет претензий, что она не была опубликована - это дело редакции. Ппечально то, что не были использованы те факты и аргументы, которые не могли не повлиять на избирателя. Впрочем, 31 марта жизнь и “форсирование Днепра” не закончились, а тема остается актуальной.
В последнее десятилетие Украина стала государством, в котором разгорелся пожар межконфессионального конфликта, точнее конфликта православного большинства граждан этого государства с воинствующим национальнистическим экстремизмом галицийского разлива, обретшим свое религиозное выражение в форме униатства и квазиправославных группировок “Киевского патриархата” и “украинской автокефальной церкви”. Впрочем, термин “национализм” по отношению к тем политическим силам, которые стремятся искоренить церковное единство Украины и России, построить между ними “железный занавес”, весьма условен. Деятели, гордо называющие себя “украинскими националистами”, как раз уничтожают те духовные и национальные ценности, которыми столетиями жила Украина. Русский язык, кодифицированный в 17 веке православными интеллектуалами Киево-Могилянской Акдемии, является, таким образом, “самым украинским”. Они ставят его вне закона. Общерусское самосознание и историческая наука имеют свое начало в Киеве - знаменитый киевский “Синопсис” (последняя четверть 17века) утверждает преемство Москвы от древнерусского киевского княжества, национально-культурное единство Киева и Москвы, стал первым учебником русской истории, переиздававшемся в течение 17-18 веков более 30 раз. Они пытаются уничтожить это самосознание. Православная Украина столетиями противостояла т.н. “унии”-противоестественного гибрида православия и католицизма, “украинские националисты” поднимают ее на щит. Благодаря объединению Киевской митрополии с Московским Патриархатом малороссийские миссионеры совершили великий “православный крестовый поход” за Урал, осуществив крещение Сибири, создали русскую богословскую школу. Их -Иоанна Тобольского, Димитрия Ростовского и многих других, почитает вся Русская Церковь, и ее пытаются расчленить и дискредитировать. Малороссы, украинцы принимают определяющие участие в строительство Российской империи, русского языка и Церкви, и это называют “колонизацией и порабощением Украины!”. Знаменитый русский философ Н. Трубецкой писал, что “русская культура 18-19 веков является русской культурой в малороссийской редакции”, и ее “украинские националисты” “сбрасывают с корабля современности”, как большевики 20-х годов сбрасывали Пушкина.
Современный “украинский национализм” является продолжением одного из идейно-политических течений Галиции 19-20 веков-“австро-украинства”, поддержанного властями Австро-Венгерской империи и верхушкой греко-католической церкви перед первой мировой войной с целью нейтрализации мощного и влиятельного лагеря “москвофилов”. Так назвали галичан, считавших себя своеобразной, но неотъемлемой частью православного русского мира. “Австро-украинцы” стали идеологами первого геноцида 20-го века, когда в преддверие первой мировой войны власти Австрии уничтожили более 30 тысяч человек, исповедовавших “москвофильские” взгляды. Были созданы первые концентрационные лагеря (Талергоф), общерусская партия была уничтожена, остались только “австро-украинцы”, идеология которых и была востребовано партийной номенклатурой УССР, неожиданно для себя получившей независимость в 1991 году.
Как уже отмечено выше, галицийские шовинисты всегда утверждали свою идеологию насилием. Не был исключением и постсоветский период. Упомянутые выше политические силы пытаются разорвать последнюю нить, связывающую Украину с Россией-единство Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом. С этой целью создается абсолютно нелегитимный с церковно-канонической точки зрения, к тому же зарегистрированный с нарушениями украинского законодательства, “Киевский патриархат”, не имеющий никакой поддержки в среде верующих, но имеющий в своем распоряжении незаконные вооруженные формирования и административную поддержку. Боевики “Киевского патриархата” захватывают сотни православных храмов, устраивая на Украине самую настоящую гуманитарную катастрофу. Это - не преувеличение. Обратимся к фактам. В 1992 г. в Луцке захват Свято-Троицкого кафедрального собора Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) сопровождался жестоким избиением священнослужителей и верующих. Зверски были избиты протоиерей Леонид Мельничук, которому филаретовские боевики разбили голову железным прутом, и протоиерей Петр Муляр. Одна из прихожанок собора, которой были нанесены тяжкие телесные повреждения, через некоторое время скончалась от полученных травм. Практически одновременно со штурмом собора был захвачен Свято-Феодосиевский храм Луцка. При этом были зверски избиты священники и прихожане храма. Настоятеля протоиерея Валентина Негоду боевики пропускали сквозь строй, жестоко били, вырывали волосы. Попытавшийся поднять вопрос о возвращении храмов Украинской Православной Церкви митрополит Луцкий и Волынский Нифонт также подвергся нападению филаретовских боевиков. Ему перерезали вены на правой руке и попытались убить. Покровительство экстремистам со стороны высшей власти в Киеве не позволило завести ни одного уголовного дела по вопиющим фактам покушения на убийство, избиений, пыток.10 февраля 1994 года Хмельницкий областной суд издал распоряжение №3-1 о признании недействительной передачи Свято-Троицкого собора, зданий церковной канцелярии и семинарии “Киевскому Патриархату”. Суд обязал Луцкую областную администрацию возвратить собор верующим Украинской Православной Церкви. Данное решение было впоследствии подтверждено Верховным Судом Украины. Аналогичные судебные постановления были вынесены в отношении Свято-Феодосиевского храма и ряда других. Тем не менее, храмы до сих пор находятся во владении “Киевского Патриархата”. Эти храмы не посещаются верующими Украинской Православной Церкви, которые вынуждены молиться в специально переоборудованном для проведения богослужений складском ангаре. По воспоминаниям заместителя Председателя Союза православных братств Украины игумена Тихона (Жилякова), Воскресенский собор в Ровно штурмовали не один раз. Сначала филаретовцы ворвались в храм, избили, облили кислотой священнослужителей и верующих, водворили на горнем месте в алтаре портрет Т.Шевченко и флаг Украины, а затем ретировались. Вскоре на экарусах подъехали около двух тысяч унсовцев из Галиции и при поддержке местного ОМОНа принялись зверски избивать беззащитных верующих. После того как филаретовцы овладели собором, Госкомрелигий издевательски записал в документах, что “по желанию общины” храм переведен в “Киевский Патриархат”. Требования судов вернуть собор Украинской Православной Церкви, разумеется, до сих пор не приведены в исполнение. Чтобы представить себе масштабы этой гуманитарной катастрофы, напомню, что подобным образом осуществлялись захваты сотен храмов и что за этот терроризм никто ненаказан, храмы не возвращены Православной Церкви.
“Киевский Патриархат”, глава которого бывший киевский митрополит Филарет (Денисенко) 5 лет назад был предан анафеме, прославился и на международной арене. Эта структура стала легальной “крышей” для вербовки украинских граждан в горячие точки СНГ, которые осуществлялись через структурное подразделение “Киевского Патриархата” – “Чин Святителя Иллариона”, а также через УНА-УНСО. Устав “Чина” был заверен лично Филаретом, юридическим адресом являлась резиденция “Патриархии” на Пушкинской. Десятки боевиков прямо там и были завербованы. Воевали потом хлопцы из Украины в Грузии против Абхазии, в Азербайджане против Армении, в Чечне против подразделений российской армии, в Приднестровье против молдаван. Напомним только об одном из эпизодов, связанных с этим делом. Один из руководителей “Чина Святителя Иллариона” Фидель Комар был арестован 29 ноября 1994 года. Его деятельность заключалась в вербовке 156 парней из Киевской и Черкасской областей на войну в Карабах на стороне Азербайджана против армян. Наемники попадали в очень незавидное положение в Азербайджане: у них забирали паспорта, военные билеты и выдавали автоматы. Эта группа пробыла в Карабахе с января по июнь, потеряла по крайней мере четырех убитыми, но не получила вознаграждений, которые полагались за участие в боевых действиях, поражения живой силы и боевой техники противника (если солдат погиб — вознаграждение полагалось семье). Возвратившись на Украину, наемники ожидали денег в Киеве, при этом совершив одно убийство на Трухановом острове и несколько разбойных нападений в Черниговской и Полтавской областях. Однако ожидаемую сумму (2 млн. 700 тыс. дол.) поделили между собой руководители “Киевского Патриархата”, не заплатив рядовым бойцам почти ничего. Чеченский след в деятельности “Киевского Патриархата” прослеживается не только в связи с активными контактами филаретовцев и чеченских террористов. Эти контакты, всегда, хотя сильно не афишировались, но и не держались в секрете. В официальном органе “Киевского Патриархата” журнале “Православный вестник” порой даже были сообщения о встречах Денисенко с эмиссарами Дудаева (например, в майском номере за 1996 год). Как-то в ходе пресс-конференции на Пушкинской 22 апреля 1996 года Филарет сам разоткровенничался и поведал оторопевшей общественности, что его посетил личный посланник Дудаева Масуд Хужбаров и привез личное послание от чеченского вождя. Не менее любопытно, что известного деятеля по фамилии Лупынос, одного из руководителей упоминавшегося филаретовского “Чина Святителя Иллариона”, который, отметим, как раз занимался вербовками, российские военные поймали в Чечне во время одной из операций. Потом Лупынос был передан Федеральной службе безопасности России. Россия и другие страны, пострадавшие от “Киевского Патриархата”, вполне могут потребовать немедленного снятия с регистрации и прекращения деятельности этой организации, объявить ее руководителей в международный розыск. Богатейший фактологический материал о связях “Киевского патриархата” с международным терроризмом собран и опубликован известнейшим украинским православным журналистом Василием Анисимовым-главой пресс-службы Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) и другими известными киевскими публицистами, такими как Даниил Спасский. Похоже, раскольников не останавливают никакие разоблачения. Недавно филаретовцы совершили очередное преступление. 5 февраля 2002 года в Одессе они выкрали , в течение четырех часов избивали, вывезли в Киев и несколько дней продержали его в столице Украины в качестве заложника священника Сергия Орзу, путем насилия и угроз принуждая его перейти из легитимной Православной Церкви в “Киевский Патриархат”.
Однако, несмотря на политический террор и государственную поддержку, успехи раскольнических группировок практически отсутствуют они мало представлены за пределами униатской Галиции, насаждаются на территории Украины искусственно. Например, в Сумской области общины “Киевского патриархата” регистрируются при местных немногочисленных организациях националистических партий. Статистика говорит сама за себя: несмотря на десятилетие антицерковного террора и информационной войны, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата является доминирующей конфессией Украины, насчитывает около 9 тысяч приходов. Она обладает бесспорным преимуществом не только на юго-востоке Украины-Новороссии, но в центре и Западе (кроме Галиции)-в Винницкой и Хмельницкой областях - более 800 приходов в каждой, на Закарпатье - более 600. Мало того, противники отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата превалируют не только в Крыму, Луганске и Одессе. Например, летом 2000 года десятки тысяч православных сельских жителей Тульчинской епархии, что в Винницкой области, встречали почитаемую икону последнего российского императора Николая Второго, что свидетельствует о подлинных настроениях в православной среде. Таким образом, Православная Церковь является мощной политической силой, обладающей вполне ощутимым электоральным ресурсом.
Однако, вопреки этим очевидным реалиям, значительная часть украинской политической элиты игнорирует этот факт и продолжает поддерживать раскольников из “Киевского Патриархата”, ухудшая, таким образом, свои шансы на выборах. Впрочем, раскольники заключили нерушимый идеологический и политический альянс с блоком “Наша Украина” Виктора Ющенко. Едкие православные интеллигенты из украинского “Союза Православных граждан” уже окрестили по этому поводу блок “Наша Украина” “галицийским Талибаном “, его лидера Виктора Ющенко “украинским Бен-Ладеном”, Филарета Денисенко-“муллой Омаром”. Церковные бабушки говорят проще: “Партия Ющенко - партия антихриста”. Честные правозащитники считают блок Ющенко профашистской силой. И у них есть к этому веские основания. Действительно, рассмотрим список “Нашей Украины” по отношению его членов к Православной Церкви:
№3 Геннадий Удовенко – лидер “Народного РУХа”,активный сторонник “Киевского Патриархата”
№4 Юрий Костенко – председатель “Украинского народного РУХа”
№6 Григорович Лилия – активистка Украинской греко-католической церкви один из идеологов расчленения Русской Православной Церкви, отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. Авторитетнейший православный священник Ивано-Франковской епархии Михаил Шувар свидетельствует, что Лилия Григорович во время очередного захвата православного храма лично била его железным прутом по голове. По вероисповеданию будучи греко-католичкой, Григорович является инициатором создания и активистом депутатской группы “За единую поместную церковь”, состоящую из раскольников. Депутами, вошедшими затем в эту группу, был подготовлен проект поправки к закону Украины “О свободе совести” о поочередном пользовании храмами, принятой в 1993 году Верховной Радой. Эта поправка привела к массовым захватам православных храмов: регистрируется параллельная греко-католическая или “филаретовская” община, требует своей “очереди” для богослужения и при помощи боевиков УНА-УНСО захватывает храм, силой выдворяя православную общину. Эксперты утверждают, что Григорович является автором известной аналитической записки “О создании единой поместной украинской церкви”,которая предусматривает активное административное вмешательство государства во внутренние дела Церкви. Г-жа Григорович известная сутяга - автор исков к главе пресс-службы УПЦ Московского Патриархата Василию Анисимову за его журналистские расследованию о вербовке украинцев в “горячие точки” СНГ через структуры “Киевского Патриархата”. Руководство украинской греко-католической церкви и ее высшее руководство в Ватикане даже и не пытаются дистанцироваться от подобных активистов.
№8 Заяц Иван – публично сжег российский флаг в Верховной Раде Украины
№9 Б.И.Тарасюк– бывший министр иностранных дел Украины, проводивший ярко выраженную антироссийскую и проамериканскую политику, один из главных авторов идеи визита папы римского на Украину, выдвинул ее в1996 году, будучи послом в странах Бенилюкса.
№10 Н.Г.Жулинский – бывший вице-премьер правительства Украины по гуманитарным вопросам, занимался искоренением преподавания русского языка в школах и вузах, прилагал активные усилия для вовлечения в украинские церковные дела Константинопольского Патриархата, его вторжения на каноническую территорию Русской Православной Церкви. В 2000 году, когда Архиерейский Собор РПЦ не поддался давлению украинских госчиновников в вопросе предоставления УПЦ Московского Патриархата статуса “автономной церкви”, Жулинский заявил, что “от Патриарха Алексия мы ничего другого и не ждем, а вот “киевский патриархат” и “украинская автокефальная церковь” занимают подлинно патриотическую позицию”
№11 Я.И.Стецько – член конгресса украинских националистов, сторонник “активной солидарности с братским чеченским народом”.
№12 Танюк Лесь – член Рады националистической раскольнической группировки “УПЦ-Киевский Патриархат”
№31 И.Ф.Драч - член Рады националистической раскольнической группировки “УПЦ-Киевский Патриархат”. Одновременно один из покровителей неоязычества. Под его патронажем в Харькове выходил журнала общества “Просвита” “Зеркальце”, в котором публиковались материалы о том, как “жиды и москали изобрели Православие с целью порабощения истинных арийцев-украинцев”. Русская и община и еврейские организации Харьковщины подали на издателей “Зеркальца” в суд.
№46 Э.И.Гурвиц – будучи мэром Одессы, ездил в Грозный к вождям чеченских боевиков.
№48 Я.М.Кензьер – член “Народного РУХа”, один из организаторов раскольнической группировки “УПЦ-Киевский Патриархат” и травли митрополита Одесского Агафангела, занимающего жесткую позицию единства Московского Патриархата
№55 В.М.Червоний – один из организаторов и непосредственных участников насильственных захватов унсовцами десятков храмов Украинской Православной Церкви, в основном в Ровенской и Волынской областях, захваты храмов сопровождались зверскими избиениями и пытками священнослужителей и верующих, затем Госкомрелигий издевательски записывал в документах, что по желанию общины храм переведен в “Киевский Патриархат”
№58 П.М.Мовчан - член Рады раскольнической группировки “УПЦ-Киевский Патриархат”, требовал ликвидации Московского Патриархата на территории Украины. Мовчан активно покровительствует неоязыческой секте “Рун-вира”.
№98 И.Р.Юхновский – член Рады националистической раскольнической группировки “УПЦ – Киевский Патриархат”, требовал привлечения к уголовной ответственности епископа УПЦ Московского Патриархата Тульчинского Ипполита за его публичную отповедь националистам и публицистику.
№ 98 Н.И.Поровский - один из организаторов и непосредственных участников насильственных захватов унсовцами десятков храмов Украинской Православной Церкви, в основном в Ровенской и Волынской областях, захваты храмов сопровождались зверскими избиениями и пытками священнослужителей и верующих
№99 Д.В.Павлычко – член Рады националистической раскольнической группировки “УПЦ – Киевский Патриархат”.
И у Ющенко со товарищи хватает цинизма называть себя поборниками прав человека и европейских ценностей!
Если с “украинским Талибаном” Виктора Ющенко все ясно, то куда более противоречивая картина наблюдается в “партиях власти”, у “центра”, олицетворяемого блоком “За Единую Украину” и Социал-демократической (объединенной партией). Блок “За Единую Украину” на самом деле неоднороден, в том числе и по отношению к канонической Церкви. Но доверие православных граждан Украины к лидером этого блока серьезно подорвано тем обстоятельством, что многие государственные деятели, входящие в этот блок, активно участвовали в организации визита Иоанна-Павла Второго на Украину, который, во многом благодаря греко-католическому террору последнего десятилетия, был резко негативно воспринят миллионами православных граждан Украины. Входящая в “За Единую Украину” галицийская “Аграрная партия” ни разу не выступила против гонений на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата. В программе блока ничего не сказано о каноническом Православии, а его лидер Владимир Литвин известен как политик, пытавшийся оказать давление на Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в вопросе предоставления УПЦ МП статуса “автономной Церкви” и как человек, тесно связанный с главой госкомрелигий Виктором Бондаренко, которого считают покровителем раскольников. С другой стороны, многие представители Донецкой и Днепропетровской политических группировок, входящие или поддерживающие блок Литвина, являются прихожанами и сторонниками Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Речь идет о главе госналогслужбы Николае Азарове, одесском мэре Руслане Боделане и донецком губернаторе Викторе Януковиче, представителе “днепропетровцев” Андрее Деркаче.
Эти люди имели шанс придать этой политической структуре мировоззренческое лицо, идеологию некоммунистической альтернативы галицийскому фашизму, олицетворяемому блоком Ющенком. Эта альтернатива должна базироваться на “трех китах”.
1. Традиционализм. В противовес необольшевистской идеологии украинизации делается упор на традиционные национальные и духовные ценности Украины - каноническое Православие, религиозную и национальную солидарность с Россией и Белоруссией.
2. Позитивный регионализм. Донецкая и Днепропетровская финансово-политические группировки, являющиеся основой бока, представляют индустриальные регионы-доноры, на которых фактически паразитирует аграрная Галичина. Однако жители этих регионов лишены даже права на свое историческое самоназвание - Новороссия (Днепропетровская, Одесская, Николаевская области), Новая Сербия (Донбасс), земли войска Донского-Луганская область. Идея Новороссии - индустриального региона, не приемлющего национализм, “антигалиции”, позволила бы создать яркий идеологический окрас блоку.
Демократизм. Идея подлинной демократизации и уважения прав человека является альтернативой более чем реальной угрозе “галицийского фашизма”, который может прийти к власти в случае победы блока Ющенко. Она подразумевает соблюдение прав граждан в религиозной и языковой сфере, что означает опору на конфессию большинства - Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, поддержку языка большинства-русского, развитие парламентских институтов и местного самоуправления, которое не оставит противникам Православия и русофобам места на политической арене.
Однако, ничего этого сделано не было. Мало того, Партия Регионов, ранее прямо заявлявшая о поддержке канонической Церкви, затушевала этот позицию, люди, олицетворяющие этот курс, не оказались в предвыборных списках. В итоге блок “За Единую Украину” воспринимает как эклектичная “партия бюрократов”, не имеющая своего мировоззрения и четкого политического лица. Она может удержаться только за счет “админресурса”.
К Социал-демократической (объединенной) партии Медведчука-Суркиса православные испытывают противоречивые чувства. Камнем преткновения служит фигура члена СДПУ (о) Леонида Кравчука - одного из основателей “Киевского патриархата”, который не отказался от поддержки Филарета. Но с другой стороны, Кравчуку есть противовес –член фракции СДПУ(О- в Верховной Раде Николай Песоцкий - последовательный сторонник УПЦ Московского Патриархата. Лидер партии Виктор Медведчук в преддверие выборов заявил, что признает
Только УПЦ Московского Патриархата. Однако, где гарантии, что это не предвыборные игры? Такими гарантиями стали бы поддержка фракцией СДПУ(о) депутатского запроса 65 депутатов ВР в Генпрокуратуру по вопросу о законности регистрации “Киевского патриархата” (еще не поздно присоединиться к этому обращению), включение пункта о поддержке Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в политические и юридические документы партии, выдвижение Н. Песоцкого в идеологи партии. В противном случае за СДПУ (о) не будут голосовать ни раскольники, ни православные христиане. Вообще, попытки одновременно заигрывать с взаимоисключающими электоральными группами, мировоззрениями, ценностями абсурдны. Не получится “скрестить ужа с ежом”.Невозможно понравиться всем. Непонимание этих очевидных вещей может привести к краху политические силы, претендующие на “центризм”. На Украине остаются два мощных лагеря, имеющих идейные, ценностные константы - профашисткий, по сути, блок Ющенко и коммунисты.
Последних можно лишь условно отнести к последователям Маркса и Ленина. Свои убеждения лидеры Компартии Украины характеризуют следующим образом. Лидер коммунистической партии Украины Петр Симоненко четко и ясно заявляет, что “мы исповедуем ценностей Православной Славянской Цивилизации”. То же говорит и лидер коммунистов Крыма Леонид Грач- “Мы исповедуем Православие и идеалы Святой Руси”. Нынешних украинских коммунистов логичнее назвать “социально ориентированными славянофилами”. Можно честно утверждать, что это действительная эволюция взглядов, предсказанная еще русскими православными философами Николаем Бердяевым и Георгием Федотовым. А известнейший деятель Русской Православной Церкви 20 –го века митрополит Вениамин Федченков писал по окончании Великой Отечественной Войны, что геополитические интересы СССР совпадают с миссионерской стратегией Русской Православной Церкви и что идеократическо-атеистическая шелуха неизбежно изживет себя. В данный момент геополитические взгляды компартии Украины, являющейся единственной влиятельной политической силой, настаивающей на российско-украинском военно-политическом союзе, совпадают с жизненно важными интересами Русской Православной Церкви и вообще православной веры как таковой. Дело в том, что только в условиях создания Российско-украинско-белорусского союза Православие сохранит статус религии большинства в восточнославянском мире - в РФ все больше претензии высказывает радикальный ислам, имеющий мощнейшую финансовую базу, на Украине и в Белоруссии - католицизм, также имеющий немалый политико-финансовый потенциал. А сохранение преобладание Православия на пространстве “Святой Руси” –России, Белоруссии и Украины является единственным условием сохранения за ним статуса мировой религии. В свою очередь, именно Православие является залогом сохранения национальной идентичности русских, украинцев и белорусов в условиях глобальных информационных, культурных и политических вызовов.
Интеллектуальное взаимодействие православных и коммунистов приводит к трансформации поверхностного, по сути, “интернационализма” к идее традиции, “соборности”, “имперскости”, “почвеннической” интерпретации национальной идеи в противовес зоологическому национализму, принципу “крови”, исповедуемому “жовто-блактитными” деятелями с коричневым оттенком.
Следует констатировать, что компартия поддерживает Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата не только заявлениями, но и конкретными делами.
Компартия в трудные для УПЦ Московского Патриархата выступила с резким заявлением против визита папы римского в Украину, охарактеризовав его как незаконную, провокационную акцию, направленную против Украины и Православной Церкви, и требуя его отмены. Более ста парламентариев-коммунистов подписали соответствующее обращение к Президенту Украины. Столь же резким было обращение фракции Компартии к Константинопольскому патриарху, в котором выражался протест против вмешательства во внутренние дела УПЦ МП и поддержке Константинополем автокефального и филаретовского расколов на Украине. В течение 2001 года фракция трижды проваливала попытки униатов и филаретовцев провести через парламент законопроекты, ущемляющие права Православной Церкви на Украине. 18 сентября 2001 года Петр Симоненко выступил с заявлением, в котором от имени своей партии официально осудил практику воинствующего атеизма и принес извинения всем православных христианам, пострадавшим в годы репрессий, а также призвал верующих к сотрудничеству в деле социального служения своему народу. Такая позиция КПУ была одобрена Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II, который поблагодарил Петра Симоненко за поддержку Православной Церкви на Украине. 7 февраля 2002 года 65 народных депутатов, членов фракции КПУ, подписали депутатское обращение в Генеральную прокуратуру с требованием рассмотреть законность регистрации филаретовской УПЦ-КП и открыть уголовное дело по факту кражи в особо крупных размерах филаретовцами финансовых средств и имущества Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В программных документах, с которыми идет эта партия на выборы, признается "важная роль канонической Православной Церкви в истории украинского народа и государственности, в защите отечества от агрессоров, в том числе в годы Великой Отечественной войны. В Крыму Леонид Грач и его команда оказывают поддержку миссионерским и образовательным проектам Православной Церкви. В правительстве Крыма сторонниками Леонида Грача являются вице-премьер, профессор Владимир Казарин, который долгие годы добивался открытия при Черноморском филиале Московского Университета в Севастополе филиала Свято-Тихоновского Богословского Института –крупнейшего учебного заведения Русской Православной Церкви и домового храма. Однако реализация этого важного в сложившейся ситуации проекта тормозится по вине некоторых атеистических кругов в Москве.
В свою очередь, глава отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл по приглашению Леонида Грача посетил в конце февраля 2002 года Крыма, где передал Крымской епархии частицу мощей святого адмирала Ушакова. Выступая в Верховном Совете Крыма перед общественностью и интеллигенцией, митрополит Кирилл недвусмысленно высказался в поддержку Леонида Грача, заявив по поводу попыток выключить крымского спикера из процесса выборов в Верховный Совет Крыма, что “трясут то дерево, которое приносит плоды”. Следует отметить, что в поддержку Грача также выступили представители самых разных политических сил России: Лужков, Шойгу, Немцов, Зюганов и Селезнев.
Итак, предпринята попытка описать роль Православной Церкви в парламентских выборах на Украине, ее отношения с самыми крупными политическими силами этого государства. От того, кого поддержат наиболее авторитетные представители ее епископата и духовенства, в немалой степени зависит не только исход парламентских выборов, но и дальнейшая судьба Украины. Тем, кто недопонимает роль и значение православного фактора, еще не поздно скорректировать свою позицию. Хотя бы потому что именно на законную Православную Церковь Украины, находящуюся под омофором Московского Патриарха, направлены основные удары тех, кто хочет установить на Украине этнонационалистический профашистский режим, превратить ее во враждебное России государство. Очевидно, что Украина не сможет стать в этом случае нормальным демократическим государством. Страшно представить себе, если до власти дорвутся люди, выкрадывающие среди бела дня православных священников и избивающих их железными прутьями. Пока не поздно, их нужно остановить.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |