Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Беларусь: мы протягиваем Западу руку дружбы ладонью вверх

«Свободные новости плюс», 30.11.08

Валерий Карбалевич

Итак, главным вопросом финансовой, экономической, политической, общественной жизни Беларуси стал внешний кредит.

Кто готов его предоставить: Россия или МВФ? На каких условиях? Когда? Кто поможет спасти белорусскую стабильность? И этот факт, как никакой другой, в полной мере характеризует все наши экономические успехи.

А ведь до сих пор не только многие белорусы, но граждане соседних стран находились под впечатлением «белорусского экономического чуда». Под мудрым руководством президента темпы роста ВВП были одними из самых высоких в Европе. Страна имела большой профицит бюджета. Было объявлено, что средняя зарплата к 2010 году достигнет не $ 500, как это предусмотрено пятилетним планом, а $ 700 или даже 00. Государственные СМИ твердили о «европейском тигре», на которого с завистью смотрят близкие и дальние соседи.

И вот неожиданно из Минска и к Востоку, и к Западу обращен зов о помощи. Беларусь просит у России кредит в размере $ 2 млрд и у МВФ тоже $ 2 млрд. Напомню, что год назад Москва уже выделила нашей стране $ 1,5 млрд кредита.

А как же «экономическое чудо»? Почему нас не спасают высокие темпы роста ВВП? Только теперь, когда на горизонте показались первые признаки мирового кризиса, выяснилось, что белорусское благополучие основывалось на внешней поддержке. Дефицит внешнеторгового сальдо свидетельствует о том, что мы жили не по средствам, покупали за границей больше, чем продавали. Т. е. проедали больше, чем зарабатывали. Это было возможным, во-первых, благодаря российским субсидиям, размер которых составляет несколько миллиардов долларов. Во-вторых, за счет зарубежных займов, в результате чего внешний долг Беларуси достиг $ 14 млрд.

Вот это и есть реальный результат экономической политики белорусских властей в течение последних 14 лет. Вернее сказать, приговор. И теперь приходится просить о помощи МВФ, который когда-то А. Лукашенко обвинял в том, что тот вынашивает заговор, строит коварные планы, чтобы разрушить экономику постсоветских государств с помощью рыночных реформ.

Срочные кредиты понадобились, чтобы предотвратить впадение в глубокий кризис. Нужна валюта для оплаты энергоресурсов, удержания курса рубля, а значит, уровня жизни населения. А отдавать долги будут следующие поколения белорусов.

Первый транш российского кредита в размере $ 1 млрд уже пришел в Беларусь. Его Россия выделила фактически без всяких условий. Во всяком случае, публично никто требований не выдвигал.

А вот следующий $ 1 млрд Беларусь получит только после подписания с Москвой соответствующего соглашения. Содержание этого документа пока не очень ясно. Главное условие, которое ставит Кремль, - это повысить роль российского рубля в экономической жизни Беларуси. Белорусский Нацбанк должен сделать его резервной валютой, расчеты за энергоресурсы наша страна тоже должна будет оплачивать российским рублем.

Хотя московская газета «КоммерсантЪ» назвала согласие Беларуси на эти условия «валютной капитуляцией», сегодня трудно однозначно сказать, что теряет Беларусь при их выполнении. Первый вопрос, который возникает: где Беларусь возьмет российские рубли, дабы оплатить нефть и газ? В торговле с Россией у нас огромный дефицит. А за продаваемые в Европу нефтепродукты Беларусь получает доллары и евро. Но, с другой стороны, если произойдет сильная девальвация российского рубля, то, возможно, рассчитываться этой валютой будет и выгодно.

Переговоры с МВФ пока закончились ничем и будут продолжены в декабре. Судя по поступившей информации, Международный валютный фонд ставит в качестве условий выделения кредита сокращение государственных расходов и девальвацию белорусского рубля на 20%. Последнее требование, скорее всего, неприемлемо для руководства Беларуси. Ибо даже слухи о девальвации могут вызвать панику и подтолкнуть граждан снимать свои рублевые вклады в банках, что грозит крахом банковской системы.

Балансирование между Россией и Западом, стремление получить экономические дивиденды с обеих сторон, безусловно, может дать определенный результат. Но одновременно это порождает проблемы. Сложная игра на две стороны приводит к тому, что отсутствует некая стройная стратегия, линия поведения. Политический курс становится зигзагообразным, ломаным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Например, в рамках диалога с Западом белорусские власти прилагают большие усилия, чтобы исправить одиозную репутацию. Для этой цели был нанят английский пиарщик лорд Белл. Лукашенко чуть ли не каждую неделю дает интервью западным СМИ. Чтобы получить кредит МВФ и иностранные инвестиции, президент объявил о начале экономической либерализации. С большой помпой прошел Белорусский инвестиционный форум в Лондоне. Наши дипломаты проинформировали Брюссель, что готовы и на политическую либерализацию: вернуть газеты «Народная воля» и «Наша ніва» в систему государственного печатания и распространения, обсуждать изменения в избирательном законодательстве, провести семинар о свободе интернета.

И одновременно, белорусские власти предпринимают шаги в диаметрально противоположном направлении. Сразу же с объявлением о либерализации Нацбанк принял скандальные антирыночные решения об ограничении свободной продажи валюты субъектам хозяйствования и фактическом запрете на проведение авансовых платежей по импортным контрактам. Плюс фактическое вытеснение с рынков индивидуальных предпринимателей после Нового года и ликвидация уличных киосков в Минске. Чуть раньше были ограничены торговые надбавки на импортные товары. И чему же должны верить иностранные бизнесмены, обдумывающие возможность инвестировать свои капиталы в Беларусь: декларациям о либерализации, провозглашаемым с трибуны Лондонского форума премьером С.Сидорским, или реальным антирыночным действиям?

Или вот еще сюжет. Во время недавнего антикоррупционного выступления президент поручил изъять у высоких чиновников особняки, построенные, по его мнению, незаконно. Если в стране так легко конфискуется частная собственность, захотят ли сюда приходить иностранные бизнесмены?

Теперь насчет положительного международного имиджа Беларуси, о котором так печется лорд Белл. Вынесем за скобки репрессии против оппозиции, которые хоть и уменьшились в масштабах, однако продолжаются в перманентном режиме. Но вот белорусские власти запрещают выезд за границу чернобыльским детям. Проводит А. Лукашенко совещание о защите детей в неблагополучных семьях и требует создать трудовые лагеря для родителей-пьяниц, лишить их всяких прав и заставить работать в рабских условиях. После такого пассажа как-то трудно говорить о международной репутации.

Увы, политическую природу нынешней власти не по силам изменить английским лордам.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ