Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Наше мнение. 03.12.08
Елена Ракова
На прошлой неделе С. Сидорский, вернувшись из Лондона, устроил небольшой скандал в правительстве. По его словам, никому ничего не надо. Почему так происходит и будет ли правительство реально заниматься выходом из кризиса и привлечением в страну инвестиций?
Лондонский форум оставил двойственное впечатление. С одной стороны, по привычке высокие чиновники рапортовали о невиданном интересе и огромном успехе. С другой стороны, пока не было сообщений о заключенных контрактах или хотя бы декларации о намерениях со стороны каких-либо инвесторов. Все как обычно, другого вроде и не ждали. В разряд неожиданностей можно записать лишь гневный пассаж С. Сидорского, к которому в Лондоне стояла очередь из инвесторов, о желании отдельных чиновников «заболтать вопрос» и всеобщем «просиживании штанов».
Действительно, кризисные явления нарастают. Ухудшение положения дел с валютной выручкой делают критически важным приток в страну инвестиций. И тут оказывается, что никому ничего не надо, что в стране есть лишь пара-тройка чиновников, которые что-то делают или пытаются (Сидорский, Кобяков, Семашко и некоторые другие), в то время как остальные по привычке лишь имитируют бурную деятельность. В таком случае, насколько управляемо белорусское правительство? Готово ли оно следовать призывам вышестоящих людей и органов и реформировать экономику?
На самом деле в административной системе, что выстроена в стране, правительство не может ни инициировать системную реформу, ни провести ее в жизнь. В течение многих лет инициатива, профессионализм, интеллект в этих органах были наказуемы. Со временем, госорганы покинула большая часть профессионалов, а новые не выросли. Были востребованы совсем другие качества, и в результате, эти госменеджеры могут лишь экстраполировать какие-то цифры, прогнозируя выпуск чулочно-носочной отрасли до 2020 г. (три года росло по 10%, а в следующем вырастет на 11%), и рапортовать о выполнении. Белорусские чиновники, если сравнивать, проигрывают не только западным, но и российским. Представители российского Минфина или Минэкономики выглядят и действуют значительно компетентнее, чем их белорусские коллеги.
Исключением среди белорусских ведомств является, пожалуй, только Национальный банк, глава которого П. Прокопович – непрофессионал и назначенец Лукашенко – сумел не только сохранить сложившуюся до него команду, но и всячески стимулировать ее профессиональный рост. Сегодня Нацбанк выглядит едва ли не единственным прогрессивным и адекватным органом власти. Почему так получилось – заслуга ли это лично Прокоповича, или это инстинктивное и здоровое желание вышестоящих органов сохранить адекватными хоть денежные власти – сейчас не столь важно. Главное, что практически всеми позитивными изменениями в экономике мы обязаны Нацбанку и его руководству.
Между тем, несмотря на новые вызовы времени, в правительстве нет ни согласованной программы действий, ни команды, готовой воплощать ее в жизнь. Одна часть чиновников привыкла к роли статистов и не желает (не умеет) брать ответственность на себя. Другая – (проверяюще-контролирующая) занимается переделом власти. Третья – пытается тушить финансовый пожар техническими средствами. Реальным улучшением бизнес климата, приватизацией или созданием антикризисной программы никто не занимается (вернее, пытается что-то сделать Нацбанк совместно с МВФ).
Поэтому, скорее всего, мы услышим еще не один публичный разнос; возможны даже увольнения. Однако для того чтобы в Систему пришли по-настоящему другие люди, нужны действительно большие потрясения и изменения.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |