Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Фонд Стратегической культуры, 27.11.08
Андрей Арешев
Правда об августовских событиях в Южной Осетии постепенно пробивает себе дорогу не только на Западе, но и в самой Грузии. Представить себе это еще месяц назад было невозможно, однако перемены налицо. Баррикады из лжи и фальсификаций, выстроенные официальным Тбилиси и его зарубежными «друзьями», рушатся под напором неопровержимых фактов и улик, подтверждаемых теперь уже и с грузинской стороны.
Популярное в Тбилиси Интернет-издание публикует расшифровки документа, датированного 7 августа 2008 года, то есть за сутки до начала военных действий, и в очередной раз подтверждающего, что вооруженные силы Грузии заранее готовились к вторжению в Южную Осетию. В приказе, подписанном командиром 4-й пехотной бригады Г.Каландадзе, предписывается «оперативной группировке осуществить боевую операцию в регионе Самачабло (Южная Осетия) и в течение 72 часов разгромить противника. Восстановить юрисдикцию Грузии в регионе». Телекомпания Би-Би-Си делает нашумевший сюжет, полностью противоречащий всему тому, что выдавалось этой почтенной британской службой информации в первые дни конфликта, а статьи в ведущих западных изданиях полнятся критикой в адрес недавнего кавказского любимца «прогрессивного мирового сообщества».
Разумеется, все это не могло не аукнуться и в Тбилиси. Настоящий «скандал в благородном семействе» вызвали откровения бывшего грузинского посла в Москве Эроси Кицмаришвили, которые он сделал в ходе заседания временной депутатской комиссии, спешно собранной для расследования августовских событий. Сразу отметим, что в случае успеха цхинвальского «блицкрига» никакой комиссии создавать бы не потребовалось, ибо «победителей не судят». Авантюра, однако, не удалась, а потому потребовалось срочно придумывать новую «версию», согласно которой это Россия ввела в Южную Осетию 150 единиц бронетехники, на основании чего действия Саакашвили можно было бы объявить сугубо «вынужденными» и предпринятыми в ответ на «вторжение с севера». Показания многих высокопоставленных представителей грузинского руководства были выдержаны именно в этом ключе, а заодно демонстрировали «демократичность» режима - вот, мол, пришли и даем показания, прямо как Буш и Райс после терактов 11 сентября…
Никакими фактическими данными, кроме голословных утверждений (в том числе и со стороны Кондолизы Райс), версия о «превентивном» характере действий Саакашвили не подтверждалась. Непосредственно в ночь начала агрессии об этом вообще никто не говорил – вспомним слова увешанного оружием главного грузинского «миротворца» Мамуки Курашвили о начале «операции по наведению конституционного порядка» в Цхинвальском регионе. Интересно, что одно время грузинская сторона в качестве доказательства своей правоты ссылалась на некие «снимки из космоса», фиксировавшие (как оказалось впоследствии, не совсем точно) масштабы разрушений в Цхинвале и окрестных населенных пунктах. Но никаких передвижений российской техники в Южной Осетии в ночь с 7 на 8 ноября на этих снимках зафиксировано не было.
Тем не менее, по словам министра внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили, нападение на Тбилиси со стороны российских военных было «реальным», а Президент Саакашвили, рискуя жизнью, лично передвигался по конфликтным территориям (как он это делал, мы имели возможность убедиться, благодаря обошедшим весь мир кадрам). Однако заявления бывшего посла Эроси Кицмаришвили (до 2004 года он был владельцем телеканала «Рустави-2», который ныне контролируется Саакашвили и является одним из рупоров агрессивной пропаганды) оказались полным противоречием версии остальных тбилисских чиновников и политиков. Прежде всего, Э. Кицмаришвили заявил, что “на заседании у президента Саакашвили летом 2004 г. обсуждался конкретный вопрос о начале широкомасштабной операции в Южной Осетии, однако большинство участников совещания выступили против этого, так как не было соответствующей готовности к ее проведению”. В течение всего 2004 года Россия в лице посла предпринимала попытки ввести в какой-то формат отношения в сепаратистских регионах… Несмотря на то, что Россия пыталась урегулировать старые проблемы, с грузинской стороны не было ответного движения», - сказал Кицмаришвили.
Напомним, именно после летних событий 2004 года события в Южной Осетии стали стремительно скатываться к очередной войне, которую Саакашвили планировал начать также и в Абхазии. ”В апреле 2008 года высшее руководство Грузии уже готовилось к военной операции в Абхазии, и к ее проведению были привлечены инструкторы из Израиля”, - заявил Кицмаришвили, добавив, что “конечный срок проведения этой операции был назначен на конец мая, но впоследствии от операции отказались”. Соответствующие планы обсуждались непосредственно с участием грузинского президента, уверенного (по мнению Кицмаришвили, ошибочно) в полной поддержке и чуть ли не в личном благословении со стороны таких видных представителей международной демократии, как Джордж Буш и Кондолиза Райс. «Некоторые люди, которые посетили встречу с Кондолизой Райс и Михаилом Саакашвили в июле 2008 года, говорили, что Кондолиза Райс дала «зеленый свет» военной акции», – сказал экс-посол.
Все свои утверждения (которые, согласимся, вовсе не являются сенсацией) вызвали бурную реакцию администрации действующего президента Грузии. Бывшему послу пригрозили разнообразными карами и объявили о возбуждении уголовного дела. Совершенно очевидно, что скандал надо каким-то образом замять – слишком уж большой резонанс он получил, в том числе и за пределами грузинского государства. Радикальные силы, с самого начала делавшие ставку на использование правящего грузинского режима в качестве тарана против России, предпринимают все возможное, чтобы отвлечь внимание интересующейся публики от сбоев и провалов тбилисской пропагандистской машины. Делается это посредством излюбленной тактики мелких провокаций, блестящий образчик которой был несколько дней тому назад продемонстрирован Саакашвили, организовавшим под телекамеры несколько выстрелов в сторону машины своего «друга» Леха Качиньского близ границ Южной Осетии. Провокация была организована с единственной целью – поднять очередной гвалт по поводу агрессивных намерений «русских оккупантов» и «осетинских сепаратистов». Однако срежессирована она была столь топорно, что вызвала откровенный скепсис и в самой Грузии, и в Польше. Тогда были предприняты очередные усилия, на это раз на уровне гораздо более серьезном, нежели пан Качиньский.
Международная Кризисная Группа (МКГ) является хорошим барометром, по которому можно определять ключевые направления усилий, предпринимаемых западной дипломатией и связанными с ней структурами в различных «проблемных» регионах», в том числе на Кавказе. Буквально за несколько дней до признания Москвой независимости двух бывших грузинских автономий МКГ уже представила соответствующие «рекомендации», оформленные ни много ни мало в виде проекта резолюции СБ ООН. Этот документ содержал, что называется, полный «джентельменский» набор: и восстановление «статус-кво» на 7 августа 2008 года, и «растворение» российских миротворцев в «международном миротворческом контингенте» по косовскому и боснийскому образцу, и «независимое расследование преступлений», и подспудную угрозу лишения Сочи права на проведение Олимпиады-2014. Все это, однако, не сработало, а ситуация для «друзей грузинской демократии» изменилась не в лучшую сторону. Потому и пришлось придумывать «старые песни на новый лад», чем не замедлили заняться эксперты МГК.
Речь идет, как можно догадаться, о давно выполненном российской стороной плане «Медведева – Саркози». По мнению авторов доклада МГК «Грузия: опасности зимы», который был обнародован 26 ноября в Брюсселе, дело обстоит с точностью наоборот: «Россия не вернулась на позиции, занимаемые до 7 августа, и отказывает в доступе в Южную Осетию наблюдателям из ОБСЕ… В районах, находящихся под контролем России, она не создала достаточных условий для возвращения перемещенных лиц и предотвращения дальнейших вынужденных перемещений».
По мнению директора программ МКГ по Европе госпожи Фрейзер, «России и Евросоюзу необходимо теснее сотрудничать для того, чтобы гарантировать безопасность и возвращение перемещенных лиц». «Переговоры, начавшиеся в Женеве, необходимо использовать, чтобы решать эти вопросы, но членам ЕС необходимо оставаться сплоченными, если они хотят убедить Москву в необходимости сотрудничать с настоящим международным механизмом наблюдения в зонах конфликта», - уверена Фрейзер. Здесь речь идет о продолжении старой линии, и если точка зрения МГК возобладает среди «курирующих» Кавказ европейских чиновников, – женевские консультации можно смело закрывать ввиду их полной бесперспективности.
Остается все же надежда, что постепенное осознание правды о событиях в Южной Осетии побудит и Запад, и саму Грузию перейти к более взвешенным оценкам и учиться действовать в новых реалиях. По мнению Эроси Кицмаришвили, Грузии есть смысл ориентироваться на кипрскую модель урегулирования при разрешении конфликта вокруг Южной Осетии и Абхазии: «Кто бы ни был у власти в Грузии, ни одна власть не откажется от цели восстановления территориальной целостности страны, и кипрская модель (урегулирования) - это сейчас единственный приемлемый для нас вариант». Что ж, при всех отличиях кипрского конфликта от ситуации в Абхазии и Южной Осетии заявление, согласимся, вполне здравое.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |