Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

В Баку снова подставили Москву

Сегодня.ру, 15.12.08

Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики.

Власти Азербайджана готовы применить по Нагорному Карабаху ядерное оружие. Пока в теории

Несмотря на то, что 2 ноября этого года Азербайджан подписал Московскую декларацию, в которой практически в каждом пункте подчеркнута необходимость урегулирования азербайджано-карабахского конфликта политическим мирным путем, продолжения диалога и оздоровления ситуации на Южном Кавказе, президент Азербайджана сделал заявление, что не исключает военного пути решения конфликта.

26 ноября Ильхам Алиев заявил итальянскому телеканалу «RAI International», что документ, подписанный им совместно с президентом России Дмитрием Медведевым и президентом Армении Сержем Саргсяном, не лишает Баку права решить этот конфликт военным путем. Алиев отметил: «В декларации никто не увидит обязательств, касающихся отказа Азербайджана от военного пути… Мы постоянно должны быть готовы к любым другим мерам. Военный путь урегулирования с целью восстановления территориальной целостности нашей страны здесь не исключается, никогда не исключался и не может быть исключен. Мы в значительной степени укрепили свои силы».

Владимир Казимиров, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, участник и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России, который в 1992-1996гг. возглавлял посредническую миссию по Нагорному Карабаху, комментируя заявление азербайджанского президента, отметил: «Весьма любопытное толкование международного документа и собственной подписи под ним! Иначе говоря, декларировать можно что угодно, а делать – совсем наоборот. Разве мирное урегулирование конфликта не исключает военного пути? Можно ли эдаким «разъяснением» и подобным образом действий способствовать оздоровлению обстановки, безопасности и стабильности в регионе, поощрить меры доверия? Познается реальная цена каждой подписи».

Таким образом, цель азербайджанских властей, о чем неоднократно заявляли бакинские официальные лица, остается неизменной и традиционной – стереть с лица земли Нагорный Карабах. Азербайджанские власти систематически игнорируют Хельсинские принципы, в том числе и мирное разрешение споров, и неприменение силы или угрозы силой.

Россия, также как и другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ – США и Франция, выступает за исключение возможности силового решения азербайджано-карабахского конфликта, и это провокационное заявление президента Азербайджана направлено не только против НКР, но также и против России, США и Франции. Баку в очередной раз фактически отказался от своей подписи под международным документом и оказывает давление на мировое сообщество, соизмеримое с Мюнхенским диктатом нацистской Германии.

Первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин отметил: «Меня крайне удивило последнее выступление президента Ильхама Алиева о том, что декларация не исключает возможности военного решения карабахской проблемы. Считаю, что это заявление сделано на потребу определенной части общества в Азербайджане и не красит президента. Мы не наивные люди и понимаем, что мир – более серьезная вещь, чем просто подпись под декларацией. Но Азербайджан, как и Армения, взял на себя серьезные обязательства решать карабахскую проблему мирным путем».

Как известно, в Московской декларации Азербайджан, Армения и Россия согласились с тем, что достижение мирного урегулирования должно сопровождаться юридически обязывающими международными гарантиями. В ходе переговоров необходимо на первом этапе добиться подписания юридически обязывающего договора о неприменении военной силы против НКР, включающего международные гарантии. Нельзя забывать, что Нагорный Карабах, Армения, Россия, Франция и США имеют дело с государством-агрессором Азербайджаном, которое постоянно устраивает политические и военные провокации, раскручивает гонку вооружений, способно в любой момент сорвать переговорный процесс и развязать вероломную агрессию. Политика азербайджанских властей основана на турецкой половице «договоры и клятвы – на кончике моей сабли».

Стоит также напомнить, что еще не просохли чернила подписей под Московской декларацией, а Азербайджан 17 ноября 2008г. устроил серьезную военную провокацию против НКР. Ранее, в ходе азербайджано-карабахской войны 1991-1994гг. Азербайджан неоднократно нарушал договоренности о прекращении огня, отказывался выполнять 4 резолюции ООН о прекращении военных действий.

Азербайджан систематически и целенаправленно срывал все договоренности и соглашения о прекращении военных действий в январе 1993г., июне 1993г., июле 1993г. При содействии России 18 августа 1993г. Нагорный Карабах и Азербайджан прекратили огонь на 5 дней, но Азербайджан и на этот раз сорвал перемирие. Президент Азербайджана Гейдар Алиев тогда же публично признал, что азербайджанские войска не раз нарушали прекращение огня. В конце 1993г. было согласовано прекращение огня с 17 декабря, но и оно было вскоре нарушено Азербайджаном. В апреле 2001г. бакинские власти сорвали намеченные договоренности по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта в Ки-Уэсте (США). В декабре 2007г. Азербайджан попытался предпринять попытку ревизии «Рамочного соглашения о мирном процессе» - Дартмутское соглашение 2005г., согласованное в рамках российско-американской Дартмутской конференции по Нагорному Карабаху, проходящей с 2001г. в трехстороннем формате Нагорный Карабах – Азербайджан – Армения.

Азербайджан также не исключает возможности использовать против НКР ядерного оружия. Недавно Азербайджан присоединился к международной конвенции «О борьбе с ядерным терроризмом» с оговорками, предусматривающими отказ от применения требований этого документа против Нагорно-Карабахской Республики. Первый вице-спикер Милли Меджлиса Азербайджана Зияфета Аскерова заявила о том, что «Азербайджан присоединился к этой конвенции с условием и отдельным заявлением, предусматривающим отказ от претворения в жизнь требований настоящего документа на оккупированных Арменией территориях Азербайджана... Азербайджан не в состоянии дать гарантию обеспечения требований этой конвенции до освобождения оккупированных территорий».

Российскую инициативу по встрече президентов Армении и Азербайджана и подписание Московской декларации нужно приветствовать, но не преувеличивать по трем причинам. Во-первых, данный документ не является юридически обязывающим соглашением. Это только декларация намерений. Во-вторых, азербайджанские власти традиционно готовы отказаться от договоренностей с Россией и подставить ее. В-третьих, под ней не стоит подпись Нагорно-Карабахской Республики. А основными участниками азербайджано-карабахского конфликта являются Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика.

Зная повадки бакинских властей, считающих договоры и соглашения пустой бумажкой, мировое сообщество не имеет оснований верить им на слово. Безопасность народа Нагорного Карабаха, неоднократно подвергавшегося широкомасштабной террористической интервенции со стороны Азербайджана, должна основываться на системе мер и гарантий: скорейшем окончательном юридическом признании международным сообществом государственной независимости НКР, возврате к юридически закрепленному трехстороннему формату переговоров Азербайджан–Нагорный Карабах–Армения, восстановлении территориальной целостности Нагорного Карабаха и исключении его анклавности, международных и собственных гарантиях безопасности.

Прорыв в переговорах возможен исключительно после признания независимости НКР, после чего будет намного легче решить на взаимной основе наиболее сложные вопросы: территории, беженцы, границы.

В Московской декларации и в совместном заявлении в Хельсинки глав МИД стран-Сопредседателей МГ ОБСЕ от 4 декабря указывается на необходимость мер доверия. Уверен, что большое значение в цивилизованном урегулировании сыграли бы меры доверия: укрепление режима прекращения огня и прекращение Азербайджаном провокаций на границе, прекращение Азербайджаном антиармянской пропаганды в СМИ и системе образования, признание Азербайджаном концепции мирного сосуществования двух суверенных государств – НКР и Азербайджана, отказ Азербайджана от территориальных претензий на Нагорный Карабах и Армению, вывод азербайджанских войск с оккупированных земель НКР, покаяние руководства Азербайджана за геноцид и этнические чистки.

Азербайджану следовало бы брать пример с Дании, руководство и граждане которой приветствует стремление Гренландии к независимости, выраженное на референдуме 26 ноября 2008г. Аналогичной цивилизованной позиции Дания придерживается и в отношении независимости Фарерских островов. Очевидно, что традиции политической культуры в Азербайджане сильно отличаются от Дании.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ